Последняя вечеря с учениками И сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде
Моего страдания. Лук. 22, 15 Когда Иисус перед праздником Пасхи уединился вечером с учениками в горнице, Он выразил такую мысль: «Я очень желал есть с вами эту пасху». Слово «очень» говорит, что это было не просто мимолетное желание, но Он сильно хотел пообщаться с учениками прежде Своего страдания. Это был пасхальный вечер. Христос много беседовал с учениками. Весь вечер они провели вместе. Почему Он хотел это время провести с ними? Я так понимаю, что у Него было что сказать Своим ученикам. Ему хотелось достучаться до их сердец, потому что те обстоятельства, которые надвигались на них, которые были предсказаны в Писании,— они не предвидели. Они даже не предполагали, что это будет, а Христу хотелось их предупредить. Думаю, Иисус хотел, чтобы Иуда тоже был с ними. Он хотел достучаться и до его сердца. Он хотел, чтобы здесь был и Петр, который вскоре отречется от своего Учителя. У Христа было что сказать каждому из них.
Иисусу хотелось помолиться вместе с учениками - помолиться за них, прежде чем наступит разлука, прежде чем придет испытание, которое грозной бедой надвигалось на них. Он уже был готов к этому, а они — нет. Поэтому Христос говорит Своим ученикам: «Я очень хотел, чтобы этот вечер состоялся». Думаю, что Иисусу есть что сказать также и каждому из нас. У Него есть желание достучаться и до наших сердец, и до твоего сердца. Ему дорог каждый! Вообще мы называем это последнее общение учеников с Иисусом — вечеря. Я задумался, что это значит? Вечер — это просто конец дня. А вечеря — это, согласно справочникам, ужин. Иисус хотел с учениками иметь этот ужин. Почему ужин? Почему не завтрак и не обед? Обычно когда мы приглашаем кого-либо на ужин, то, наверное, предполагаем, что это не просто для того, чтобы покушать. Само собой разумеется, что у нас будет достаточно времени обо всем поговорить, пообщаться. Днем мы стеснены: надо идти на работу или еще что-то нужно делать. А ужин располагает к неограниченной по времени близкой и дружеской беседе, где можно говорить, где можно задать вопросы. Притом за столом обычно бывает свободная обстановка. Если общение не за столом, то нужна какая-то программа, должен быть какой-то пoрядок, кто-то за кем-то должен говорить... А за столом не надо программы. Просто у кого что есть на сердце, то и спросит. Я думаю, что Христос имел это в виду. Он говорил ученикам: «Я хотел, чтобы этот ужин был. Мне есть что сказать вам. У Меня есть желание сердечно пообщаться с вами». В книге Откровение сказано: «Се, стою у двери и стучу: если кто... отворит, войду к нему и буду вечерять с ним». «Вечерять с ним» - другими словами: «Буду ужинать с ним». Вот такую простую обстановку Господь хочет создать и сегодня. Ему есть что сказать нам. Он знает, что нас ожидает, Он знает нашу сущность, знает наши слабости. И Он хочет сохранить всех нас для Небесного Царства. В тот вечер в молитве Он сказал Отцу: «Тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил... кроме сына погибели». До сердца Иуды Иисус не смог достучаться. Думаю, Христос хотел в этот вечер показать Своим ученикам, что Он очень любит их. Он хотел помыть им ноги. Он хотел доказать им, что они для Него дороги, и для Него не унизительно, не противно даже и грязные ноги помыть. Христос хотел помыть ноги также Иуде. И в той беседе Он несколько раз говорил, что один из них предаст Его. Это было обращение к совести Иуды. Он хотел достучаться до сердца этого ученика, который три года ходил с Ним. Иисус видел, что Иуда в крайне опасном положении. Иуда гибнет. Но Христос так и не достучался до него. Иуда вышел с вечери и пошел довершать свое страшное дело. У Иисуса было что сказать и Петру. Он переживал и за него: «Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о
тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих». Христос открыл завесу, скрывающую от нас невидимый мир. Ученики и не подозревали, какая борьба шла вокруг них, борьба за каждую душу. И Христос немножко приоткрыл этот занавес. Он говорит: «Сатана просил сеять вас как пшеницу». Иисус напомнил ученикам, что у них есть враг, который посягает на их души, и они находятся в опасности. Этот враг требовал, чтобы их просеять, то есть просеять через сито. Так конкретно сказано в другом переводе. И результат этого просеивания будет зависеть от того, какое будет сито. Если оно будет со слишком крупными ячейками, то вообще все зерно провалится и пропадет. Лукавый просил как бы справедливого подхода к ученикам. Вот надвигается час испытаний, и пусть каждый будет испытан: действительно ли он любит Бога, действительно ли хочет идти за Христом? Пусть будет проверка, и пусть будет испытание. Здесь нам открывается работа дьявола, сатаны, мятежного ангела, который восстал против Бога. Его называют еще «враг душ человеческих». И он действительно враг всякого человека. Если Бог любит нас, как Творец и Создатель, то дьявол ненавидит и Бога, и каждого из нас. Это наш враг. Он желает нашей гибели. В книге Откровение сказано о том, что на небе произошла война и сатана, клеветник на братьев наших, низвержен. Это событие будущего. Сегодня сатана еще имеет доступ на небеса, в присутствие Божье. И что он там делает? — Клевещет на всех нас. Он возбуждает Бога против нас. Это очень ясно видно из истории Иова. Сатана предстал перед Богом и сказал: «Разве даром богобоязнен Иов? Ты окружил его благополучием! Ты же дал ему столько благ! Конечно, он в безопасности. Но просей его через сито. Отними у него все, и посмотришь. Ты увидишь — он будет хулить Тебя». И Бог допускает сатане отнять у Иова все. В этой истории ясно видны способности и возможности дьявола. Он возбуждает разные народы, халдеев и савеян, которые нападают на скот Иова и уничтожают его. Что сатана может возбуждать против нас людей мира сего и через это ставить нас в тесные обстоятельства, нас не удивляет. Но он делает больше того — огонь спадает с неба. Это тоже работа сатаны. Выходит, он имеет какую-то власть над силами природы. И когда сыновья Иова были собраны вместе, принесся бурный ветер от пустыни, и рухнули стены дома. Посмотрите, какой могущественный, какой коварный враг! Когда сатана опять явился перед лицо Бога, Бог говорит ему: «Видишь, Иов непорочен, а ты возбуждал Меня против него». Но дьявол не останавливается. Он говорит: «Кожа за кожу, а за жизнь человек все отдаст». И Бог допускает ему сделать Иову следующее испытание. Это было страшное испытание - Иова покрыла проказа. Он сидит в унынии. Он в депрессии. Но Бог не отвечает ему. Иов ничего не понимает в этой ситуации. Но эту ситуацию создал сатана. А для чего? Чтобы возбудить Бога против нас. Вы понимаете? Он просит Бога: «Просей их через сито, испытай Своих учеников». Сатана очень тщательно наблюдает за нами: за нашими поступками, за нашими действиями. Как только он замечает, что мы смотрим что-нибудь не то, что должны, слушаем не то, что полезно, говорим не то, что надо, он сразу доносит это Богу: «И это Твое дитя?! Ты говоришь, что он Твой ученик?! Посмотри, что он делает! Посмотри, куда его влечет! Он всем сердцем в мире! Ты окружил его заботой, но испытай его, просей через
сито, и увидишь, что ничего доброго в нем нет. Никаких высоких стремлений. Все это корыстно. Этот человек совсем не любит Тебя!» Итак, посмотрите, в какой опасности мы находимся. Оказывается, есть тот, который возбуждает против нас Бога. Еще работа сатаны заключается в том, чтобы возбуждать нас против Бога. Это хорошо видно из истории Адама и Евы. Когда сатана подошел к ним в виде змея, чтобы искусить их, он выразил такую мысль: «Бог не дал вам самого ценного. Он лишил вас самого прекрасного! Вот если бы вы еще поели плода от этого дерева... Неправда, что вы умрете. Наоборот, вы будете как боги. Бог просто боится, что вы подниметесь до такой высоты, поэтому Он вас и ограничил». Из слов змея получается, что Бог говорит неправду и не любит человека. Это звучало в его словах. Он возбуждал людей против Бога, и ему удалось этого достичь. Первые люди поверили его лжи и пошли у него на поводу. Дьявол и нас возбуждает против Бога. Он напоминает нам наши проступки и говорит: «Бог не может тебе это простить! Тебя и церковь не простит! Тебя и служители не будут слушать!» И если мы поддаемся этому искушению, мы становимся несчастными, страдаем и не знаем, где найти облегчение. И это тоже работа сатаны. Еще дьявол возбуждает нас друг против друга. Когда Давид, преданный Саулу юный воин, одержал победу над Голиафом и принес большое благословение народу израильскому, дьявол через зависть сумел внушить Саулу: «Давид — претендент на царство. Он хочет тебя сместить». И поэтому Саул несколько раз пытался убить Давида копьем. Даже наступил такой момент, когда Саул говорит слугам: «Вы что, не видите, что Давид настроен против меня?! Не видите, что мой сын вступил с ним в союз? Почему вы не пожалеете меня?! Возник мятеж, заговор, а вы молчите!» Хочется воскликнуть: «Саул, да кто против тебя что имеет?! У тебя глаза какие-то другие! Ты по-другому смотришь и на Давида, и на всех людей!» И действительно, дьявол возбуждает нас друг против друга. Особенно легко поддаются этому обидчивые люди. Им кажется, что их намеренно обошли, не обратили внимание, не поприветствовали... А дьявол развивает мысли дальше и дальше. Если мы принимаем их, он сеет рознь, сеет
вражду и разделяет нас между собою. Есть такой принцип: разделяй и властвуй! Дьявол использует этот принцип и старается разобщить нас между собой. Тогда легче управлять людьми. Вот такую коварную работу ведет сатана. И сейчас, когда мы собраны вместе, сатана тоже присутствует между нами. Он приходит с сынами Божьими и проводит свою невидимую работу. И если бы Христос не заступился за нас, если бы Он не встал между нами и сатаной, то, думаю, ни один человек не спасся бы. Иисус в тот вечер сказал Петру: «Но Я молился о тебе, Симон. Я вступился за тебя. Я ходатайствовал перед Небесным Отцом за тебя, чтобы ты устоял в испытаньях, чтобы не оскудела твоя вера, чтобы ты удержался, чтобы тебя спасти!» Вот это делает Господь. Он ходатайствует за нас. Помните историю о бесплодной смоковнице? Хозяин уже сказал: «Сруби ее, зачем она и место занимает? Здесь давно могло бы расти другое растение. У этой смоковницы только листья, а плода никакого нет». Может, и мы напрасно занимаем место, и растут у нас только плоды самолюбия и эгоизма? Может, и нас пора срубить? Но заступается виноградарь и говорит: «Давай потерпим еще один год. Я окопаю ее, обложу навозом. Я предприму все, что нужно. Если же и тогда не принесет плода, пусть будет по-твоему - - тогда срубим ее». Вот так делает Господь. Он говорит: «Я опять заступился за тебя. Божий приговор уже должен был свершиться над тобой, но Я заступился. Я умолил Отца, чтобы Он дал тебе еще одну возможность покаяться, исповедоваться, открыть грех... Я опять заступился за тебя!» Иисус очень хочет побыть с тобой в общении. У Него есть для тебя слово. Его цель — достучаться в твое сердце, чтобы ты открыл его, потому что пока Его нет в твоем сердце, ты несчастен, тебе плохо, ты одинок, у тебя нет будущего, тебя томит порочная совесть. Господь хочет войти к тебе и вечерять с тобой. Он хочет сделать в твоем сердце праздник. В тот памятный вечер Иисус сказал Петру: «И ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих». Скажите, Петр был необращенным? Он разве не каялся? Я считаю, что он покаялся в лодке, когда у него первый раз произошла встреча с Иисусом, когда был большой улов рыбы. Тогда Петр сказал: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный». Он осознал себя грешником, и Господь оказал ему милость. Петр был обращенный. Он даже оставил все. Он сам об этом говорит: «Вот, мы оставили все, что нам за это будет?» Петр многое оставил. Оставил даже семью, и три года ходил со Христом. Но Петр не обратился от своего «я», от высокой оценки самого себя. Написано, что на вечере между ними был спор, кто из них должен почитаться большим. А когда Христос сказал: «Все вы отвернетесь, отречетесь от Меня», Петр говорит: «Господи! С Тобою я готов и в темницу, и на смерть идти!» Такой уверенный в своих силах, в своей преданности и в своей любви к Богу че ловек! И вот это как раз Господь видел в Петре. Поэтому-то и побеседовать хотел с ним. Поэтому Он и ходатайствовал о нем перед Отцом Небесным. Если бы сейчас просеять Петра со всем его самолюбием и самоуверенностью, то от него ничего не останется. Его ничтожество было обнаружено буквально в эту же ночь. Петр клялся, божился и говорил, что не знает Иисуса. Но в этот момент он увидел взгляд Господа и вспомнил Его предупреждение: «Не пропоет петух, как ты трижды отречешься». Запел петух, и Петр вспомнил вечерю, вспомнил слова Христа «и, выйдя вон, горько заплакал». Ходатайство Христа возымело действие. Это действительно так. Нам иногда кажется, что идет простое собрание, но мы не видим, что на невидимом фронте идет борьба за души. И Господь хочет спасти нас. Он ходатайствует за нас. Если мы обратимся, если мы воззовем и призовем имя Господне,— то спасемся. Господь хочет иметь встречу с нами. Он хочет разделить с нами вечерю и поговорить с нами о нашей совести, о наших поступках. Он очень хочет, чтобы мы открыли Ему свое сердце. Поэтому Он стоит и ходатайствует перед Отцом Небесным. Я знаю, что Он любит каждого из нас. Господь хочет войти и в твое сердце. Он хочет достучаться до тебя. Сможет ли Он этого достичь? Ведь открыть Ему дверь должен ты. Иисус стучит в твое сердце и говорит: «Я войду к тебе и буду вечерять с тобою, и ты со Мною». Бог очень хочет быть с нами. О, если бы и мы хотели быть с Ним! В. Я. Фот Проповедь произнесена на молодежном общении в Новосибирске 1 мая 2004 года