/На главную

СПАСЕНИЕ - ВСЕМ ЛЮДЯМ




ЧТО ТАКОЕ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ

Предопределение - один из догматов веры, которого придерживаются некоторые течения христианской церкви. Согласно этому догмату, всезнающий Бог уже заранее предопределил одних людей к добру, а других - ко злу; одних - к вечному блаженству, а других - к вечному осуждению. Отсюда вытекает такое утверждение, что спасутся якобы только те, кого Бог избрал "прежде создания мира".

Учение о предопределении, в самом общем смысле этого слова, недалеко ушло от фатализма, утверждающего, что все, предназначенное судьбой, неотвратимо и неизбежно. Люди не могут, они бессильны и беспомощны изменить свой рок, свой фатум. То, чему суждено быть, непременно будет, а то, чему не суждено, никогда и не случится. Фатализм, детерминизм и предопределенчество сходны именно своей идеей безысходности и обреченности.

Учение о предопределении, как ни странно, было впервые разработано Августином Блаженным (354-439 гг.). Этот отец церкви и христианский философ учил, что Божье решение - кого спасти и кого погубить - не подлежит никакому сомнению, изменению или нарушению, так как оно неоспоримо и непреложно. Он учил, что в греховной природе человека нет ничего такого, что располагало бы его к святой жизни и влекло к Богу. Он доказывал, что в момент грехопадения человек утратил не только образ Божий и подобие, но и свободную волю. Учение Августина было одобрено и принято Западной церковью на соборе, состоявшемся в Ароссио в 529 году.

Такое решение собора было продиктовано необходимостью борьбы с другой богословской крайностью, проповедуемой в Африке британским монахом Пелагием. Пелагиане отрицали наследственность первородного греха. Будучи сам строгим аскетом и познакомившись с другими аскетами, Пелагий учил, что человек имеет свободную волю и способен совершенствоваться и достигать вершин святости и без внешнего воздействия и помощи благодати Божьей. Эта ересь Пелагия была осуждена церковью на Вселенском соборе в Ефесе (431 г.).

Мартин Лютер (1483-1546 гг.) вначале был склонен к этой идее предопределения и даже кое-что написал в ее защиту, но его сотрудники и ближайшее окружение решительно воспротивились, и Лютер вынужден был отказаться и переменить свой взгляд. Позже собор Лютеранской церкви, формулировавший лютеранское вероучение, отказался внести в него доктрину предопределения.

Спустя короткое время Жан Кальвин (1509-1564 гг.), захваченный этой доктриной, стал во главе ее приверженцев, которые стали называться кальвинистами. Сам Кальвин был студентом богословия, исполнявшим обязанности католического священника, но, встретившись с учением предопределения, отказался от богословия и от священства и стал адвокатом, что дало ему возможность проповедовать свое учение в разных столицах Европы и в салонах высокопоставленных лиц. Подвергаясь постоянным гонениям со стороны католической церкви, Кальвин должен был бежать из Франции в Швейцарию (в Базель), где вскоре издал книгу "Христианский устав", в которой и изложил свое учение.

По учению Кальвина предопределение должно считать основным догматом христианства. Он признавал полное растление человеческой природы и непреодолимость Божественной благодати, которая была альфой и омегой в деле спасения человека. Он признавал, что Христос умер на Голгофе только за грехи предопределенных к спасению, но никак не за грехи всего рода человеческого. Кроме того, Кальвин категорически отрицал наличие свободной воли в человеке...



ПРЕДВЕДЕНИЕ БОЖЬЕ

Проповедуя доктрину предопределения, поборники ее любят ссылаться на следующие слова Апостола Павла: "Ибо кого Он предузнал, ТЕМ и предопределил..." Поясняя слово "предузнал", они смешивают его со словом "предвидел" - предвидел, что так будет, и вот так вышло.

Но слово "предузнал" означает знать заранее, наперед. В данном случае "предведение" значительнее "предвидения". В слове "предвидел" есть некий элемент предугадывания того, что должно произойти в будущем. Тогда как слово "предузнал" означает, что Бог пользовался Своим Божественным всезнанием или "предведением", охватывая вечность доисторическую и вечность послеисторическую, включая все находящееся между этими вечностями время: прошедшее, настоящее и будущее, как написано: "Ведомы Богу от вечности все дела Его" (Д. Ап. 15, 18).

Говоря о предузнании или предведении Божьем, весьма важно знать и постоянно помнить, что вечный Бог - вне времени. Он не связан и не ограничен никакими сроками и летоисчислениями. У нас, смертных, было начало и будет конец, а Бог безначален и бесконечен. Апостол Петр пишет: "Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день" (2 Петр. 3, 8). "В начале Ты, Господи, основал землю, и небеса - дело рук Твоих; они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают как риза, и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся" (Евр. 1, 10-12).

У нас, людей, время распределено на прошедшее, настоящее и будущее. И то, чего мы не знали еще вчера, мы вдруг узнали сегодня или можем узнать завтра, но у всезнающего Бога не существует такого постепенного, прогрессивного познания. Бог имеет абсолютное знание. У Бога все в совершенном виде.

Люди, ограниченные временем, умом и знанием, должны ждать, пока то или иное грядущее событие совершится, а для всезнающего Бога оно уже совершилось. То, что для нас не существует или будет существовать через 20-30 лет, для Бога уже существует. Слово Божье повествует, что Бог называет "несуществующее, как существующее" (Рим. 4, 17). Аврааму Бог говорит: "Я (уже. - Прим. авт.) поставил тебя отцом многих народов". Бог видел Авраама отцом множества, когда сам Авраам был еще бездетным и без надежды иметь когда-либо наследника. В лице Авраама Бог видел всю грядущую историю Израиля и роль этого народа в деле Боговоплощения и явления в мир Спасителя.

По Своему Божественному предведению Бог видел историю церкви прежде создания мира, прежде Боговоплощения, Голгофы и Пятидесятницы. Бог уже видит абсолютно точные результаты проповеди Евангелия на земле от первого человека, уверовавшего через проповедь Петра, до последнего, который уверует перед восхищением Церкви. Бог видит каждого еще не уверовавшего человека так, как если бы он уже уверовал. И это Его предведение - непогрешимо, неизменно и непреложно.

С первого взгляда эта мысль может показаться странной, но по некотором размышлении каждому становится до очевидности ясно, что в очах всемогущего и всезнающего Бога наше предузнание, избрание, призвание, наша вечная слава или вечное посрамление - факт уже совершившийся. Таков Бог. Таков язык вечности. На таком языке написана книга Апокалипсиса, в которой Иоанн Богослов созерцает очами Божьими весь грядущий процесс и завершение времени и земной истории человечества. Этим же языком вечности Апостолы напоминают нам, верующим, что мы уже "имеем спасение", "перешли от смерти в жизнь", "жизнь наша сокрыта со Христом в Боге", Бог уже "посадил нас на небесах".

Помня это, было бы нелепо допустить, что Бог (Отец вечности, вечная сила и Божество, совершеннейшая мудрость и разум) не имел совершеннейшего плана для созданного человека и всего мироздания, предоставив все сущее воле слепой судьбы. Напротив, "...мы Им живем и движемся и существуем..." (Д. Ал. 17, 28). "С небес призирает Господь, видит всех сынов человеческих. С престола, на котором восседает, Он призирает на всех, живущих на земле: Он создал сердца всех их и вникает во все дела их" (Пс. 32, 13-15).

В такой же мере абсурдна мысль, что Божье предведение и всезнание легли в основу Божьего предопределения: одних людей - к спасению, а других - к гибели.



ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ БОЖЬЕ

Существует великая пропасть между предопределением Божьим, каким оно открыто людям в Священном Писании, и тем предопределением, которое возникло в человеческом воображении и не соответствует истине. Вот то место Писания, на которое ссылаются приверженцы теории предопределения: "Ибо, кого Он предузнал, ТЕМ и предопределил (быть) подобными образу Сына Своего..." (Рим. 8, 29).

Для того чтобы вскрыть ошибку, в которую впали предопределенцы, нужно только более внимательно прочесть приведенный выше текст. В этом стихе говорится о предопределении, не имеющем ничего общего с предопределением кого-то к гибели или же к спасению. Однако, цитируя этот стих, предопределенцы любят подчеркнуть: "Видите, даже Апостол Павел учил о предопределении!"

Да, мы не отрицаем того, что Апостол Павел пользовался этим словом, но в каком смысле? Предопределение, о котором говорит Апостол, относится не к спасению или гибели людей, а к освящению жизни уже спасенных, к их Богоуподоблению, к их вечной славе. Тех, кого Бог по Своему предузнанию видел уже спасенными, "ТЕМ (не тех. - Прим. авт.) и предопределил быть подобными образу Сына Своего". Бог так любит Своего Единородного Сына, что восхотел, чтобы и всякий искупленный Им был похож на Сына, был подобным этому образу.

Человек был создан по образу и подобию Божьему, но впал в грех и утратил этот образ. Христос воплотился для того, чтобы этот образ восстановить.

Принимая на Себя человеческую плоть, Христос должен был во всем уподобиться братьям, стать Сыном Человеческим. Так и сыны человеческие, спасенные по Его благодати и соделавшиеся "причастниками Божеского естества", должны стать сынами Божьими. Поэтому Бог всем, "которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими" (Иоан. 1, 12). Именно тем, "которые от Бога родились", Бог предопределил расти в познании Сына Божьего, "в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова" (Еф. 4, 13).

Для этого Бог дал искупленным Духа Своего Святого. "Ибо воля Божия есть освящение ваше...",- пишет Апостол Павел (1 Феc. 4, 3). Так понимали предопределение верующие древнеапостольской церкви. Они могли сказать: "Мы же все, открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа" (2 Кор. 3, 18). Это прогрессивное Богоуподобление придет к своему завершению при нашей личной встрече с грядущим Христом, как написано: "Возлюбленные! мы теперь дети Божий; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть" (1 Иоан. 3, 2).

Вот что приготовил Господь для всех возлюбивших явление Его! Вот о каком предопределении учил Апостол Павел, чтобы мы были подобны Христу по своей духовной сущности: как носили образ перстного, так чтобы носили и образ Небесного! Чтобы мы были подобны Ему в наших взаимоотношениях с Небесным Отцом, чтобы Дух Божий свидетельствовал духу нашему, что мы - дети Божьи, чтобы мы были подобны Ему в нашем служении: как Он - Свидетель верный и истинный, так и нам быть Его свидетелями, чтобы мы были подобны Ему в жизни и характере: поступали так, как Он поступал (1 Иоан. 2, 6).



ЛОЖНОЕ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ

Главным представителем ложного предопределения является, как мы уже упоминали, француз Жан Кальвин. Этот богослов и юрист прослыл среди своих современников весьма узким, желчным и не в меру фанатичным сектантом. Сам преследуемый католической церковью, Кальвин успевал беспощадно гнать инакомыслящих и расправляться с противниками. У нас нет полномочий судить его. Подобно разбойнику на кресте, Кальвин мог быть помилован Богом в последнюю минуту. При всем том не мешает вспомнить слова Спасителя: "Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные: по плодам их узнаете их" (Матф. 7, 15-16).

Среди множества заблуждений, щедро рассеваемых на ниве Христовой, заблуждение о предопределении следует рассматривать самым пагубным. Предопределение к вечной гибели человека, не имеющего права выбора, делает Бога виновником существования зла, уничтожает в человеке его моральное отличие и объявляет бесполезными и пустыми все наши усилия и надежды на спасение.

Даже Августин Блаженный, запутавшийся в своих философских и богословских рассуждениях о предопределении, пришел к одной ясности, что Бог не мог быть автором такого жестокого и несправедливого предопределения. "Грешно даже говорить о том, что Бог предопределил что-либо, кроме добра",- писал Августин. "...Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения чрез Господа нашего Иисуса Христа, умершего за нас, чтобы мы, бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним" (1 Феc. 5, 9-10).

Бог не предопределял к гибели ни одного человека. Каждый человек погибает по собственной вине. Бог избрал Израиля для великого дела, для возвышенных целей: "Ты раб Мой, Израиль, в Тебе Я прославлюсь" (Ис. 49, 3). Но наступил день, когда Господь должен был сказать: "Погубил ты себя, Израиль..." (Ос. 13, 9), "...приготовься к сретению Бога твоего, Израиль" (Ам. 4, 12).



СВОБОДНАЯ ВОЛЯ ЧЕЛОВЕКА

Ложное учение о предопределении в корне противоречило здравому смыслу и учению Слова Божьего о свободной воле человека, и Кальвин, ни мало не сомневаясь, не замедлил выбросить из своего вероучения свободную волю.

Спросим себя: что такое воля вообще? Воля - это свойство человеческой души (или психики), выражающееся в способности добиваться осуществления поставленных перед собой целей, осуществлять стремления. Человек создан со способностью избирать - что делать, чем заниматься и кем стать.

Нам знакомы три вида воли. Первый - естественная воля. Человек обладает свободой мышления, суждений, взглядов, поведения, решений, выбора. Отрицающие свободную волю в человеке говорят: "В Библии не сказано об этом!" Высказывать такую нелепость способен лишь тот, кто не читал и не знает Библии, ибо этот вид воли подразумевается на каждой ее странице!

Бог создал Адама существом разумным, мыслящим, морально свободным, обладающим даром речи, совестью, памятью и волевой способностью. Иначе Божьи условия, требования и повеления, предъявленные Адаму, не имели бы ни основания, ни логики. Наряду с другими тварями человек управлялся бы инстинктами, а не требованиями морали. Только человеку было приказано: "...плодов дерева, которое среди рая... не ешьте их и не прикасайтесь к ним..." (Быт. 3, 3). Всякое такое повеление возможно только при свободе выбора и решения.

Нам могут возразить: "То, о чем вы говорите, было еще до грехопадения, а потом человек утратил многое, включая и свободную волю". Отвечая на такое абсурдное утверждение, мы можем указать на множество лиц, живших уже вне рая и пользовавшихся свободной волей. Возьмем, например, Каина, которому Бог сказал почти то же, что и Адаму в раю: "Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним" (Быт. 4, 7).

В подтверждение этого факта можно указать на галерею героев веры в 11-й главе послания к Евреям. "Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие", сделав выбор между повиновением и неповиновением. "…Моисей, пришед в возраст (и сделав выбор), отказался называться сыном дочери фараоновой, и лучше захотел (решил) страдать с народом Божиим, нежели иметь временное, греховное наслаждение" (Евр. 11, 24-25). Даже в притче о брачном пире право свободного выбора Спаситель не только предполагает, но специально подчеркивает. Приглашение требует, чтобы приглашаемый обладал свободной волей и мог ответить на приглашение согласием или отказом. В притче мы встречаем и согласившихся присутствовать на пире, и уклонившихся от пира под разными предлогами (Матф. 22, 1-14). Укажите мне хотя бы на одного пророка или Апостола, который не признавал бы свободной воли человека и не считался бы с ней! Вы хотите, чтобы в тексте фигурировало само слово "воля"? Вот один из множества: "Но кто непоколебимо тверд в сердце своем и, не будучи стесняем нуждою, но будучи ВЛАСТЕН В СВОЕЙ ВОЛЕ, решился в сердце своем соблюдать свою" деву,- тот хорошо поступает" (1 Кор. 7, 37).

Второй вид воли - это решение навязанное, вынужденное, выбор по необходимости, обусловленный теми или другими обстоятельствами. Например, бедняк очень желал бы совершить кругосветное путешествие, но у него нет средств, и он вынужден сидеть дома. Больной очень хотел бы работать, но у него увечье или он прикован к постели. Во всех подобных случаях человеку приходится склонять свою волю перед насильно навязанным ему исходом.

Третий вид воли - христианская свобода. Это та свобода решений и действий, которая доступна только возрожденному верующему; свобода живущего "не по плоти, но по духу", свобода того, кого "закон духа жизни во Христе Иисусе освободил от закона греха и смерти" (Рим. 8 гл.). "...Где Дух Господень, там свобода" (2 Кор. 3, 17). Это та внутренняя духовная свобода, которую возможно иметь в сердце во всех обстоятельствах и условиях жизни. Многие страдальцы за Христа убедились в том, что со Христом и в тюрьме свобода, а без Христа и на воле тюрьма. К этому последнему виду свободы приводит только Христос: "если Сын освободит вас, то истинно свободны будете" (Иоан. 8, 36).

Предопределенцы отрицают свободу воли в человеке на том основании, что всякий невозрожденный духовно мертв, порабощен грехом и сатаной, поэтому не может сам, по своему решению, избирать спасение или гибель.

Действительно, Слово Божье свидетельствует о крайней порочности человека, об ужасной испорченности его природы и о полном его порабощении грехом. Оно также учит, что грешник мертв по своим преступлениям и грехам (Еф. 2, 1). Но что, собственно, имеется здесь в виду? Значит ли это, что человек, находящийся в таком состоянии, перестал быть моральным существом, неспособным различать и избирать добро и зло? Значит ли это, что человек не способен ни на что честное и доброе и что всякий поступок невозрожденного непременно должен быть греховным? - Не обязательно!

Мы знаем, что Авель, названный праведником, стремился угождать Богу и достиг намеченной им цели (Быт. 4, 4). Енох угождал Богу, ходил с Богом и прежде своего переселения получил свидетельство, что угодил Богу (Евр. 11, 5). Ной обрел благодать в очах Господа (Быт. 6, 8) и многие другие. Иоанн Креститель пришел путем праведности, и с того времени Царство Божье благовествуется и всякий усилием входит в него (Лук. 16, 16). Писание говорит, что "Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему" (Д. Ап. 10, 34-35). Если человек утратил свободную волю в грехопадении, то на каком основании Иисус Навин говорит народу: "Только старайтесь тщательно исполнять заповеди и закон, который завещал вам Моисей, раб Господень: любить Господа, Бога вашего, ходить всеми путями Его, хранить заповеди Его, прилепляться к Нему и служить Ему всем сердцем вашим и всею душою вашею" (22, 5)? Что представляют собой слова: старайтесь, исполняйте, ходите, храните, прилепляйтесь, служите, любите, употребляйте усилилие? Что все это, как не проявление свободной воли человека?

Предопределенцы, отрицая свободу воли человека, цитируют слова Апостола Павла к Тимофею: "Чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю" и относят их ко всему человечеству, тогда как они в данном случае касаются только противников Евангелия. Полный текст Писания звучит так: "Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять ПРОТИВНИКОВ, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю" (2 Тим. 2, 24-26). Уже одно то, что сатана может уловлять человеческую волю в свою сатанинскую, подтверждает тот факт, что воля существует, в противном случае было бы нечего уловлять.

Сатана уловил однажды волю Апостола Петра, когда тот советовал Христу избежать Голгофских страданий, говоря: "Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!" Христос тогда сказал Петру: "Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн, потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое" (Матф. 16, 22-23). Но это не значит, что Апостол Петр раз и навсегда лишился своей воли.

Из всего вышесказанного мы заключаем, что греховное рабство не лишает человека свободы воли. Сатана может уловить его в свою волю, поработить и держать во грехе, но сатана не имеет ни силы, ни права лишить человека свободного выбора, лишить его человеческой воли. Писание знает несвободного человека, но несвободной воли оно не знает.

Для пояснения этой мысли возьмем следующие примеры. Человек может попасть в тюрьму, но, попав туда, он не лишается стремления и желания выйти на свободу. Человек может оказаться в госпитале и быть при смерти, но и тогда он напрягает все свои силы и волю к тому, чтобы избавиться от болезни и вновь быть здоровым. Человек может очутиться в далекой ссылке, но и оттуда он способен всей душой устремляться к домашнему очагу.

Итак, никто не может запретить человеку думать, о чем или о ком он думает, желать, чего он желает, стремиться к тому, чего он хочет, любить или ненавидеть того, кого он любит или ненавидит. Грех ли, поработивший человека, тюрьма, ссылка или болезнь, поразившая его, всегда окажутся для сознательной воли человека инородным предметом, задержавшимся в тканях его души. Так говорит об этом духовном переживании Апостол Павел:

"Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху. Ибо не понимаю, что делаю; потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр. А потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть, в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога (моего) Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом (моим) служу закону Божию, а плотию закону греха" (Рим. 7, 14-25).

Благодарение Богу, освобождение от рабства греху осуществляется верой во Христа, Спасителя грешников. Для этого Он и пришел, чтобы благовествовать нищим, исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым - прозрение, отпустить измученных на свободу (Лук. 4, 18).

Приверженцы предопределения говорят: "В мире существуют только две воли: Божья и сатанинская. Что же касается человека, то его воля полностью подчинена или Богу, или сатане. Поэтому свободная воля человека не играет в вопросах спасения никакой роли, ибо она вовсе не существует".

Какое заблуждение! Покажите мне хотя одного человека в истории человечества (кроме Христа), воля которого была бы ПОЛНОСТЬЮ подчинена Богу? Кто, кроме Него, может еще сказать: "...Не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца" (Иоан. 5, 30)? Если бы существовало только две воли: Божья и сатанинская, то не было бы надобности в освящении. Освободившись от воли сатанинской, мы исполняли бы только волю Божью и делали бы это всегда, везде, от всей души и в совершенстве.

А пока что Бог имеет дело с неосвященной и часто упорной волей. "Вот, в день поста вашего вы исполняете ВОЛЮ ВАШУ..." (Ис. 58, 3). "Разделилось сердце их... Народ Мой закоснел в отпадении от Меня, и хотя призывают его к горнему, он не возвышается единодушно" (Ос. 10, 2; 11, 7). Будучи людьми возрожденными, христиане все еще пытаются служить двум господам: Богу и маммоне, не всегда помышляют о горнем, не всегда имеют те же чувствования, какие во Христе Иисусе, не всегда способны сказать: "да будет воля Твоя", не всегда долготерпят, милосердствуют, часто завидуют, гордятся, ищут своего, раздражаются, мыслят злое, не все покрывают любовью, не все прощают и т. п.

Освободившись по благодати Христовой от сатанинской воли, верующий человек отводит много места в сердце и в жизни собственной воле, которая очень часто не совпадает с волей Божьей. Этот духовный опыт настолько общеизвестен, что не нуждается в иллюстрациях.

Многие люди исполняют даже не свою волю, а волю отца, матери, жены, мужа, общества или государства. Некоторые, думая, что исполняют волю Божью, в действительности служат сатане: "...наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу" (Иоан. 16, 2).

ИОАНН ЗЛАТОУСТ (347-407 гг.) пишет: "Так как Бог поместил добро и зло в сфере нашего достижения, то Он же и предоставил нам право свободного выбора". Вся Библия говорит о том, что Бог не только не лишил нас этого высокого и ответственного права, но поощряет к правильному пользованию им.

Бог говорит устами Моисея: "…жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь…" (Втор. 30, 19). Иисус Навин говорит народу: "Если же не угодно вам служить Господу, то изберите себе ныне, кому служить... а я и дом мой будем служить Господу. И отвечал народ, и сказал: нет, не будет того, чтобы мы оставили Господа и стали служить другим богам!" (И. Нав. 24, 15-16). Спросим отрицающих свободную волю в человеке: "Что же это, как не свободная воля в действии?"

ОРИГЕН (185-254 гг.), основатель научного христианского богословия, пишет: "Мыслительная способность человека помогает ему отличать добро от зла, а волевая_способность - изби-рать то или другое".

Если Бог лишил человека права свободного выбора, то как мог Исав отказаться от своего первородства? Как могла Мария избрать благую часть? Как мог Апостол Павел "не воспротивиться небесному видению" (Д. Ал. 26, 19)? Для какой цели Бог научил нас молиться, дал нам право вступать с Ним в беседу и выражать свои нужды и запросы души простыми словами, для какой цели дал чудные обетования: "Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят" (Лук. 11, 9-10)? Спросим наших оппонентов еще раз: "Что такое молитва, как не проявление свободной воли человека?"

Отрицать свободу воли в человеке - значит возводить на Бога тяжкое обвинение в Его нелогичности, несправедливости и лицеприятии. Моральная ответственность человека логична, законна, возможна и даже неизбежна только в том случае, если у него есть свобода выбора. Если же человек лишен этого свободного волеизъявления тем, что Бог прежде его рождения уже предопределил его к греховной, безбожной жизни и вечной гибели, то человек, греша и погибая, только выполняет предначертанные свыше планы и волю Божью. Скажем больше: если Бог предопределил человека к вечной гибели, то виноват в своей гибели уже не человек, а Бог, Который предопределил его к этому.

Суммируя все вышесказанное о свободной воле человека, надо добавить следующее: до тех пор, пока человек способен здраво мыслить, рассуждать, разбираться в своих желаниях и поступках, он непременно будет пользоваться своей волевой способностью. До тех пор, пока он способен на все это, он ответствен за свои чувства, мысли, слова, действия, поступки и характер. Он ответствен за собственную жизнь и вечную участь. Безответственным может быть только сумасшедший.

Hosted by uCoz