/На главную

Последняя вечеря с учениками




И сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания. Лук. 22, 15

Когда Иисус перед праздником Пасхи уединился вечером с учениками в горнице, Он выразил такую мысль: «Я очень желал есть с вами эту пасху». Слово «очень» говорит, что это было не просто мимолетное желание, но Он сильно хотел пообщаться с учениками прежде Своего страдания.

Это был пасхальный вечер. Хри­стос много беседовал с учениками. Весь вечер они провели вместе.

Почему Он хотел это время про­вести с ними? Я так понимаю, что у Него было что сказать Своим учени­кам. Ему хотелось достучаться до их сердец, потому что те обстоятель­ства, которые надвигались на них, которые были предсказаны в Писании,— они не предвидели. Они даже не предполагали, что это будет, а Христу хотелось их предупредить.

Думаю, Иисус хотел, чтобы Иуда тоже был с ними. Он хотел достучаться и до его сердца. Он хотел, чтобы здесь был и Петр, который вскоре отречется от своего Учителя. У Хри­ста было что сказать каждому из них. Иисусу хотелось помолиться вместе с учениками - помолиться за них, прежде чем наступит разлука, преж­де чем придет испытание, которое грозной бедой надвигалось на них. Он уже был готов к этому, а они — нет. Поэтому Христос говорит Своим ученикам: «Я очень хотел, чтобы этот вечер состоялся».

Думаю, что Иисусу есть что ска­зать также и каждому из нас. У Него есть желание достучаться и до наших сердец, и до твоего сердца. Ему до­рог каждый!

Вообще мы называем это последнее общение учеников с Иисусом — вечеря. Я задумался, что это значит? Вечер — это просто конец дня. А вечеря — это, согласно справочникам, ужин. Иисус хотел с учениками иметь этот ужин. Почему ужин? Почему не завтрак и не обед? Обычно ког­да мы приглашаем кого-либо на ужин, то, наверное, предполага­ем, что это не просто для того, чтобы покушать. Само собой разумеется, что у нас будет до­статочно времени обо всем по­говорить, пообщаться. Днем мы стеснены: надо идти на работу или еще что-то нужно делать. А ужин располагает к неограниченной по времени близкой и дружеской беседе, где можно говорить, где можно задать вопросы. Притом за столом обычно бывает свободная об­становка. Если общение не за столом, то нужна какая-то про­грамма, должен быть какой-то пoрядок, кто-то за кем-то дол­жен говорить... А за столом не надо программы. Просто у кого что есть на сердце, то и спро­сит. Я думаю, что Христос имел это в виду. Он говорил учени­кам: «Я хотел, чтобы этот ужин был. Мне есть что сказать вам. У Меня есть желание сердечно пообщаться с вами».

В книге Откровение сказано: «Се, стою у двери и стучу: если кто... отво­рит, войду к нему и буду вечерять с ним». «Вечерять с ним» - другими словами: «Буду ужинать с ним». Вот такую простую обстановку Господь хочет создать и сегодня. Ему есть что сказать нам. Он знает, что нас ожи­дает, Он знает нашу сущность, знает наши слабости. И Он хочет сохранить всех нас для Небесного Царства.

В тот вечер в молитве Он сказал Отцу: «Тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил... кроме сына погибели». До сердца Иуды Иисус не смог достучаться.

Думаю, Христос хотел в этот ве­чер показать Своим ученикам, что Он очень любит их. Он хотел помыть им ноги. Он хотел доказать им, что они для Него дороги, и для Него не уни­зительно, не противно даже и гряз­ные ноги помыть. Христос хотел по­мыть ноги также Иуде. И в той бесе­де Он несколько раз говорил, что один из них предаст Его. Это было обращение к совести Иуды. Он хо­тел достучаться до сердца этого уче­ника, который три года ходил с Ним. Иисус видел, что Иуда в крайне опас­ном положении. Иуда гибнет. Но Христос так и не достучался до него. Иуда вышел с вечери и пошел довер­шать свое страшное дело.

У Иисуса было что сказать и Пет­ру. Он переживал и за него: «Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы се­ять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих».

Христос открыл завесу, скрываю­щую от нас невидимый мир. Ученики и не подозревали, какая борьба шла вокруг них, борьба за каждую душу. И Христос немножко приоткрыл этот занавес. Он говорит: «Сатана просил сеять вас как пшеницу».

Иисус напомнил ученикам, что у них есть враг, который посягает на их души, и они находятся в опаснос­ти. Этот враг требовал, чтобы их про­сеять, то есть просеять через сито. Так конкретно сказано в другом пе­реводе. И результат этого просеива­ния будет зависеть от того, какое будет сито. Если оно будет со слиш­ком крупными ячейками, то вообще все зерно провалится и пропадет.

Лукавый просил как бы справед­ливого подхода к ученикам. Вот над­вигается час испытаний, и пусть каж­дый будет испытан: действительно ли он любит Бога, действительно ли хочет идти за Христом? Пусть будет проверка, и пусть будет испытание.

Здесь нам открывается работа дьявола, сатаны, мятежного анге­ла, который восстал против Бога. Его называют еще «враг душ че­ловеческих». И он действительно враг всякого человека. Если Бог любит нас, как Творец и Создатель, то дьявол ненавидит и Бога, и каж­дого из нас. Это наш враг. Он же­лает нашей гибели.

В книге Откровение сказано о том, что на небе произошла вой­на и сатана, клеветник на брать­ев наших, низвержен. Это собы­тие будущего. Сегодня сатана еще имеет доступ на небеса, в присутствие Божье. И что он там делает? — Клевещет на всех нас. Он возбуждает Бога против нас. Это очень ясно видно из истории Иова. Сатана предстал перед Богом и сказал: «Разве даром богобоязнен Иов? Ты окружил его благополучием! Ты же дал ему столько благ! Конечно, он в безопасности. Но просей его че­рез сито. Отними у него все, и посмотришь. Ты увидишь — он будет хулить Тебя». И Бог до­пускает сатане отнять у Иова все. В этой истории ясно видны способности и возможности дья­вола. Он возбуждает разные на­роды, халдеев и савеян, которые нападают на скот Иова и унич­тожают его.

Что сатана может возбуждать против нас людей мира сего и че­рез это ставить нас в тесные об­стоятельства, нас не удивляет. Но он делает больше того — огонь спадает с неба. Это тоже работа сатаны. Вы­ходит, он имеет какую-то власть над силами природы. И когда сыновья Иова были собраны вместе, принес­ся бурный ветер от пустыни, и рухну­ли стены дома. Посмотрите, какой могущественный, какой коварный враг!

Когда сатана опять явился перед лицо Бога, Бог говорит ему: «Видишь, Иов непорочен, а ты возбуж­дал Меня против него». Но дьявол не останавливается. Он говорит: «Кожа за кожу, а за жизнь человек все от­даст». И Бог допускает ему сделать Иову следующее испытание. Это было страшное испытание - Иова покрыла проказа. Он сидит в унынии. Он в депрессии. Но Бог не отвечает ему. Иов ничего не понимает в этой ситуации. Но эту ситуацию создал са­тана. А для чего? Чтобы возбудить Бога против нас. Вы понимаете? Он просит Бога: «Просей их через сито, испытай Своих учеников».

Сатана очень тщательно наблю­дает за нами: за нашими поступками, за нашими действиями. Как только он замечает, что мы смотрим что-нибудь не то, что должны, слушаем не то, что полезно, говорим не то, что надо, он сразу доносит это Богу: «И это Твое дитя?! Ты говоришь, что он Твой уче­ник?! Посмотри, что он делает! По­смотри, куда его влечет! Он всем сердцем в мире! Ты окружил его за­ботой, но испытай его, просей через сито, и увидишь, что ничего доброго в нем нет. Никаких высоких стрем­лений. Все это корыстно. Этот чело­век совсем не любит Тебя!»

Итак, посмотрите, в какой опас­ности мы находимся. Оказывается, есть тот, который возбуждает против нас Бога.

Еще работа сатаны заключается в том, чтобы возбуждать нас против Бога. Это хорошо видно из истории Адама и Евы. Когда сатана подошел к ним в виде змея, чтобы искусить их, он выразил такую мысль: «Бог не дал вам самого ценного. Он лишил вас самого прекрасного! Вот если бы вы еще поели плода от этого дерева... Неправда, что вы умрете. Наоборот, вы будете как боги. Бог просто боит­ся, что вы подниметесь до такой вы­соты, поэтому Он вас и ограничил». Из слов змея получается, что Бог говорит неправду и не любит челове­ка. Это звучало в его словах. Он воз­буждал людей против Бога, и ему удалось этого достичь. Первые люди поверили его лжи и пошли у него на поводу.

Дьявол и нас возбуждает против Бога. Он напоминает нам наши про­ступки и говорит: «Бог не может тебе это простить! Тебя и церковь не простит! Тебя и служители не будут слушать!» И если мы подда­емся этому искушению, мы стано­вимся несчастными, страдаем и не знаем, где найти облегчение. И это тоже работа сатаны.

Еще дьявол возбуждает нас друг против друга. Когда Давид, предан­ный Саулу юный воин, одержал по­беду над Голиафом и принес большое благословение народу израильскому, дьявол через зависть сумел внушить Саулу: «Давид — претендент на цар­ство. Он хочет тебя сместить». И по­этому Саул несколько раз пытался убить Давида копьем. Даже наступил такой момент, когда Саул говорит слугам: «Вы что, не видите, что Да­вид настроен против меня?! Не ви­дите, что мой сын вступил с ним в союз? Почему вы не пожалеете меня?! Возник мятеж, заговор, а вы молчите!» Хочется воскликнуть: «Саул, да кто против тебя что име­ет?! У тебя глаза какие-то другие! Ты по-другому смотришь и на Давида, и на всех людей!»

И действительно, дьявол возбуж­дает нас друг против друга. Особен­но легко поддаются этому обидчивые люди. Им кажется, что их намеренно обошли, не обратили внимание, не поприветствовали... А дьявол разви­вает мысли дальше и дальше. Если мы принимаем их, он сеет рознь, сеет вражду и разделяет нас между собою. Есть такой принцип: разделяй и вла­ствуй! Дьявол использует этот прин­цип и старается разобщить нас меж­ду собой. Тогда легче управлять людьми. Вот такую коварную работу ведет сатана.

И сейчас, когда мы собраны вме­сте, сатана тоже присутствует между нами. Он приходит с сынами Божьи­ми и проводит свою невидимую ра­боту. И если бы Христос не заступил­ся за нас, если бы Он не встал между нами и сатаной, то, думаю, ни один человек не спасся бы.

Иисус в тот вечер сказал Пет­ру: «Но Я молился о тебе, Симон. Я вступился за тебя. Я ходатай­ствовал перед Небесным Отцом за тебя, чтобы ты устоял в испытань­ях, чтобы не оскудела твоя вера, чтобы ты удержался, чтобы тебя спасти!» Вот это делает Господь. Он ходатайствует за нас.

Помните историю о бесплодной смоковнице? Хозяин уже сказал: «Сруби ее, зачем она и место зани­мает? Здесь давно могло бы расти другое растение. У этой смоковницы только листья, а плода никакого нет». Может, и мы напрасно занимаем место, и растут у нас только плоды самолюбия и эгоизма? Может, и нас пора срубить? Но заступается вино­градарь и говорит: «Давай потерпим еще один год. Я окопаю ее, обложу навозом. Я предприму все, что нуж­но. Если же и тогда не принесет пло­да, пусть будет по-твоему - - тогда срубим ее». Вот так делает Господь. Он говорит: «Я опять заступился за тебя. Божий приговор уже должен был свершиться над тобой, но Я за­ступился. Я умолил Отца, чтобы Он дал тебе еще одну возможность по­каяться, исповедоваться, открыть грех... Я опять заступился за тебя!»

Иисус очень хочет побыть с тобой в общении. У Него есть для тебя сло­во. Его цель — достучаться в твое сердце, чтобы ты открыл его, потому что пока Его нет в твоем сердце, ты несчастен, тебе плохо, ты одинок, у тебя нет будущего, тебя томит пороч­ная совесть. Господь хочет войти к тебе и вечерять с тобой. Он хочет сделать в твоем сердце праздник.

В тот памятный вечер Иисус ска­зал Петру: «И ты некогда, обратив­шись, утверди братьев твоих». Ска­жите, Петр был необращенным? Он разве не каялся? Я считаю, что он по­каялся в лодке, когда у него первый раз произошла встреча с Иисусом, когда был большой улов рыбы. Тог­да Петр сказал: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный». Он осознал себя грешником, и Господь оказал ему милость. Петр был обращенный. Он даже оставил все. Он сам об этом говорит: «Вот, мы оставили все, что нам за это бу­дет?» Петр многое оставил. Оставил даже семью, и три года ходил со Хри­стом. Но Петр не обратился от сво­его «я», от высокой оценки самого себя. Написано, что на вечере между ними был спор, кто из них должен почитаться большим. А когда Хрис­тос сказал: «Все вы отвернетесь, отречетесь от Меня», Петр говорит: «Господи! С Тобою я готов и в тем­ницу, и на смерть идти!» Такой уве­ренный в своих силах, в своей пре­данности и в своей любви к Богу че ловек! И вот это как раз Господь видел в Петре. Поэтому-то и побеседовать хотел с ним. Поэтому Он и ходатайствовал о нем перед Отцом Небесным. Если бы сейчас просеять Петра со всем его самолюбием и са­моуверенностью, то от него ничего не останется.

Его ничтожество было обнаруже­но буквально в эту же ночь. Петр клялся, божился и говорил, что не знает Иисуса. Но в этот момент он увидел взгляд Господа и вспомнил Его предупреждение: «Не пропоет петух, как ты трижды отречешься». Запел петух, и Петр вспомнил вече­рю, вспомнил слова Христа «и, вый­дя вон, горько заплакал». Ходатай­ство Христа возымело действие.

Это действительно так. Нам иног­да кажется, что идет простое собра­ние, но мы не видим, что на невиди­мом фронте идет борьба за души. И Господь хочет спасти нас. Он хо­датайствует за нас. Если мы обратим­ся, если мы воззовем и призовем имя Господне,— то спасемся.

Господь хочет иметь встречу с нами. Он хочет разделить с нами ве­черю и поговорить с нами о нашей совести, о наших поступках. Он очень хочет, чтобы мы открыли Ему свое сердце. Поэтому Он стоит и ходатай­ствует перед Отцом Небесным.

Я знаю, что Он любит каждого из нас. Господь хочет войти и в твое сердце. Он хочет достучаться до тебя. Сможет ли Он этого достичь? Ведь открыть Ему дверь должен ты. Иисус стучит в твое сердце и говорит: «Я войду к тебе и буду вечерять с тобою, и ты со Мною». Бог очень хо­чет быть с нами.

О, если бы и мы хотели быть с Ним!

В. Я. Фот

Проповедь произнесена на молодеж­ном общении в Новосибирске 1 мая 2004 года