/На главную

Семейный плач




Пришельцы между ними стали обнаруживать прихоти; а с ними и сыни Израилевы сидели и плакали, и говорили: кто накормит нас мясом? Мы помним рыбу, которую в Египте мы ели даром, огурцы и дыни, и лук, и репчатый лук и чеснок. А ныне душа наша изнывает; ничего нет, только манна в глазах наших... Моисей слышал, что народ плачет в семействах своих, каждый у дверей шатра своего, и сильно воспламенился гнев Господень, и прискорбно было для Моисея. (Числ. 11:4-6,10)

Народ Израильский за время странствования по пустыне не раз роптал. Не раз, ищи своего, сетовал на Бога, на Моисея, на обстоятельства. В этот раз народ плакал «в семействах своих, каждый у дверей шатра своего». Моисей, увидев стан плачущим, восскорбел духом.

В Писании сказано: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» (Рим. 12:15). Моисей не стал плакать с плачущими, потому что Богу неугоден был этот всеобщий плач. Гнев Божий воспламенился на ропотников. Плачут все люди, кто мало, кто много. Но семейный плач - довольно редкое явление. Разве только по смерти близких... Здесь же - всеобщий плач. Каждая семья у своего шатра лила слезы. Плакали взрослые и, глядя на них, дети.

Что же послужило причиной плача 12 колен Израилевых? - «...Душа наша изнывает; ничего нет...» Правду ли говорил народ, что у них ничего не было? В Писании сказано, что плач их сопровождался ропотом: «...ничего нет, только манна в глазах наших». Оказывается, манна была! Если еще учесть, что они вышли из Египта со скотом, то было мясо и молоко! Господь покровительствовал народу Своему во время путешествия по великой пустыне, и они ни в чем не терпели недостатка (Втор. 2, 7). Да, огурцов, дынь, лука не было, но была манна! Более того, 40 лет израильтяне шли по пустыне, и одежда их не ветшала! Обувь не изнашивалась, - ведь это же чудо! А они плакали: «Господи, ничего нет!»

Эта древняя история повторяется и сегодня. Плачут в одиночку и семьями, а причина та же - ропот. «Господи! У нас нет машины...» - плачут нежелающие ходить пешком. «У меня нет шубы», - плачут одетые в пальто. «Нет мяса...» - плачут имеющие с избытком картофель. «А хлеб-то есть?» - «Есть». Но все равно плачут. Родители недовольны, и дети подключаются к их ропоту.

Уверовавшие из мира потеряли престижную прибыльную работу и горько плачут, что нельзя заниматься греховным промыслом. В наше трудное время только у некоторых есть основание плакать. В одной церкви на празднике Жатвы верующие положили для витрины несколько плодов и стакан привозной (!) воды и от сердца благодарили Бога. Когда кому-то хочется бросить упрек Богу: «ничего нет», вспомните о тех, которые живут еще хуже. Плач ропотников неугоден Богу. Это плач возмущения, плач протеста, плач лживый.

Служитель рассказывал: когда в одном регионе была война, все предприятия остановились, средств ни у кого не было. Наступила зима. Члены церкви обратились к пресвитеру: «Как жить? Ничего нет». Пресвитер утешал: «Продавайте ковры, хрусталь и покупайте уголь, чтобы потом самим не ломать мебель и отапливать дом. Когда все запасы кончатся, приходите ко мне, вместе будем переносить невзгоды!»

В общем потоке мирского плача о сытой жизни, не дай Бог, чтобы и христиане заплакали пред Богом, обвиняя и упрекая Его, что «ничего нет». Это неправда. Господь заботится о народе Своем. Большого достатка, возможно, и нет, но необходимое Бог посылает.

Апостол Павел говорит: «Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему... » (Фил. 4, 12). Господь и нас хочет научить насыщаться и терпеть голод, жить в изобилии, и недостатке.

«Одна из жен сынов пророческих, - повествует книга Царств, - с воплем говорила Елисею: раб твой, муж мой, умер. А ты знаешь, что раб твой боялся Господа. Теперь пришел заимодавец взять обоих детей в рабы себе. И сказал ей Елисей... скажи, что есть у тебя в доме? Она сказала: нет у рабы твоей ничего в доме...» Аналогичная ситуация: ничего нет. Но, добавляет вдова: «Кроме сосуда с елеем». Значит что-то было.

Перед глазами израильтян была только манна, а в сердце у них что было? А в сердце - Египет. И у вдовы: «Ничего нет, только в сосуде немного елея». Елисей посоветовал: «Пойди, попроси себе сосудов... порожних... и пойди, запри дверь за собою и за сыновьями твоими, и наливай во все эти сосуды; полные отставляй». Он сказал: «пойди, продай масло, и заплати долги твои; а что останется, тем будешь жить с сыновьями твоими» (4 Царств 4:1-4, 7). Господь указывал выход, как освободиться от долгов, который и для нас служит поручением. В одной из церквей я заметил, что все молодые семьи живут в долгах, и немалых. Спрашиваю: «Почему?» Брат из активных неуместно пошутил: «Долг - это двигатель прогресса». Я понял, они поощряют друг друга занимать и быть в долгах.

Писание учит: «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви...» (Рим. 13, 8). Праведник «взаймы дает» (Пс. 36, 26), а не занимает. Некоторые христиане поступают еще хуже: занимают и не отдают. Появились деньги, живут, а отдать долги не спешат. Это не по-библейски. Получил деньги - отдай деньги, а что останется, тем живи.

Я знал сестру, которая вышла замуж за иностранца и уехала в другую страну. Через время там началась гражданская война. Сестра, приехав в отпуск, рассказывала: «Сидела я дома с ребенком, а на улице - стрельба, магазины закрыты. Я молилась молитвой «Отче наш...», но не так , как в России. Нетрудно молиться «хлеб наш насущный дай нам на сей день...», когда в кармане есть хотя бы 20 копеек (раньше столько стоил хлеб) и магазин рядом. А вот когда денег нет и выйти на улицу нельзя, - эта молитва обретала другой смысл».

Знаю брата, который, благовествуя, имел обыкновение спрашивать неверующих: «Знаете ли вы молитву «Отче наш...»?» «Однажды вышел я из магазина, купил две булки хлеба, - рассказывал он. - Смотрю, опираясь на палочку, идет старушка. Спрашиваю: - Знаете ли вы молитву «Отче наш...»? Она внимательно посмотрела мне в глаза и говорит: - Не только знаю, но и верю. - Вы верующая? - удивился я. - Верующая. Знаете, я уже 90 лет живу, и не было дня, чтобы я осталась без куска хлеба. Радостно было услышать о таком уповании. - А сейчас у вас есть хлеб? - Нет, - призналась старушка. - Хотите, я вам дам? - Хочу. Я дал ей булку хлеба. - Спасибо, - раскланялась она.»

Так чудесно Бог восполняет нужды уповающих. «Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же» (Евр. 13, 8). Он неизменный в слове Своем. И как хотелось, чтобы мы этому Богу доверяли во всем и полагались на Него!

Уверовала женщина-пенсионерка и рассказала случай из своей молодости. Ей, как работнику райкома комсомола, поручили перевоспитать уверовавшего 16-летнего юношу. Во времена атеизма это было вызывающим поступком. «Прежде почитай Библию, - посоветовали ей. - С верующими не так-то просто разговаривать...» «У меня высшее образование! Найду, что сказать!» Юношу вызвали в райком. «Возьмите мой комсомольский билет. Я стал верующим. Уповаю на Бога, доверяюсь Ему». В его адрес посыпались угрозы. «Если ты будешь верующим, то на хорошую работу не устроишься! У тебя будет семья, и ты не сможешь ее содержать, потому что премии тебя лишат. Понимаешь, на какой путь ты встал?» - выговорились они. Кончились их слова. Тогда юноша сказал: «Если вас, атеистов, ведущих борьбу с верующими, Бог питает, одевает и дает все необходимое, то тем более и меня! Я верю в Бога, и Он меня не оставит». «Эти слова я запомнила на всю жизнь».

Священное Писание утешает верующих и дает основание положиться на Бога, на Его слово. «Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас» (1 Петр. 5, 7). «Имея одежду и пропитание, будем довольны тем» (1. Тим. 6, 8). Когда в моем сердце довольство, я никогда не буду плакать или роптать.

Иисус сказал: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Матф. 6, 33). Для нас эти слова имеют огромную ценность. Что входит в понятие «все»? - То, во что одеваемся и что едим. Господь говорит: «Это все вам приложится, только ищите Царствия Божия». О, если бы эти слова стали фундаментом нашего упования, чтобы мы во всем полагались на Господа!

У многих в доме все вроде бы есть, плакать не о чем. А вот мира нет, устройства нет, спасенных в семье нет, дети не ищут Бога, не плачут и не томятся духом! А вот когда христиан настигает материальная скудость, нужда стучит в дверь, они семьями плачут и других заражают своим недовольством.

Когда Христа вели на распятье, женщины, сопровождавшие Его, плакали. Христос им сказал: «Дщери Иерусалимские! Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших» (Лук. 23, 28). Вот что такое истинный семейный плач: О себе и о детях! Плач о неспасенных детях, о своей греховной жизни: плач о том, что не приготовлены к вечности! Такой плач сегодня нужен. Плакать о тех, кто увлекся телевизором, бизнесом. Плакать о тех, кто, будучи христианином, может с легкостью обманывать, лукавить. Плакать отцам и матерям, что дети перестали их слушать, что их увлек мир.

В одной из книг я прочитал, как глава семьи решил приобрести цветной телевизор. Сделал по телефону заказ. Приехали грузчики, занесли в дом большую коробку, а на ней - броская реклама: «Мы внесем в ваш дом вес мир!» Хозяин словно очнулся. На память пришли строки Писания: «Не любите мира, ни того, что в мире...» (1 Иоан. 2, 15). «Мне не нужно вносить мир в дом! Пожалуйста, унесите».

Многие плачут от обиды, что их не поняли, обошли вниманием. Эти слезы никто не отрет. Эти люди никогда не утешатся. Но когда мы плачем о своих грехах, о своем недостойном поведении, о неправильном хождении перед Богом, Господь омывает наши грехи Своей Кровью и обращается с чудным утешением: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Матф. 5, 4).

К сожалению, в наших общинах еще есть те, которые ни разу не заплакали о своем духовном состоянии. О том, что их обидели, в чем-то ущемили, не исполнили их желания, - плачут, а о себе нет. Петр, отрекшись, вышел вон и горько заплакал от соделанного (Марк 14, 72). Кто не начал еще плакать о себе, проверьте свою жизнь: как вы ходите перед Богом? Чисто ли сердце ваше? И начните плакать, пока еще есть время. Плачущим в сокрушении Господь непременно даст утешение.

Придет время, когда тысячи ожесточенных грешников не смогут плакать. Их будет жечь сильный зной, но они будут хулить Бога Небесного (Откр. 16, 9).

Сохрани нас Господь от такого бедствия! Время благодати длится, и мы можем поплакать о себе, о духовном состоянии своих детей. Никому не надо стыдиться этих слез. Господь говорит: «Я вас утешу». Это утешение самое высшее. Потому что его дает Сам Бог. Пусть не смущают вас тяжелые времена. Будем довольны тем, что у нас есть. А если вопрос касается плача, то будем плакать о себе и о детях наших, чтобы нам и нашим детям достичь Небесного Царства.

В. Чухонцев

Hosted by uCoz