/На главную

Первый суд




На наших богослужениях при совершении Вечери Господней нередко читаются стихи 1 послания Коринфянам 11, 31-32. Давайте и мы прочитаем их и поразмышляем об истинах Божиих, оставленных Духом Святым Через Апостола Павла: «Ибо, если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы; будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром».

Для нас, христиан, день участия в Вечере Господней - особенный. И важен он не только своей торжественностью, но и ответственностью. Это - день суда, в который мы по повелению Господа с особой тщательностью должны испытывать свое хождение перед Богом, памятуя Его слова: «Посему, кто будет есть хлеб сей и пить чашу Господню недостойно, виновен будет против тела и крови Господней. ДА ИСПЫТЫВАЕТ себя человек и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет от чаши сей» (1 Кор. 11, 27-28).

Всякий раз, когда мы стоим перед голгофской жертвой, Бог дает нам возможность испытать себя, исследовать свое сердце и совершить суд над собою еще до суда Его Божественной инстанции. Об этом сказано: «Если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы».

Слово Божие провозгласило такой закон, по которому всякий судящий себя за грех и кающийся не будет судим Богом. Это да и аминь. Любой другой закон здесь смолкает. Здесь царствует милость! Таким образом, первый суд принадлежит нашей совести, которая под воздействием Духа Святого выносит строгий приговор всякому греховному стремлению. После покаяния мы выходим из нашей молитвенной комнаты, как из зала суда, оправданными! Суд совершился! Мы свободны! И этот закон один для всех. Для человека, не судящего себя, не кающегося, приговор один: «Возмездие за грех - смерть...» (Рим. 6, 23). Для тех же, кто судит себя, дано Божье обещание: «Я не сужу вас!»

Посмотрите, в Своей любви Господь подарил нам величайшее право испытания своего сердца и покаяния за совершенный грех, право первого суда над собой, который совершается без всякого судебного разбирательства. Бог не вводит сюда ни адвокатов, ни обвинителей, ни свидетелей, ни судей. Этот первый суд - главный и основной - Бог отдал в наши руки! И если все в нем совершается правильно, если он удовлетворяет требованиям Божией святости, тогда во всех иных судах высшей инстанции уже нет необходимости. Только бы произвели мы его искренне, от всего сердца! Только бы наше покаяние и самоосуждение было бы действительно глубоким и полным!

Итак, на основании закона Божьей благодати мы не будем судимы, если осудим себя! Бог дает возможность каждому подходить к голгофской жертве со смиренным сердцем, с покаянным духом - и тогда нет нам осуждения! Сам Бог перестает нас судить! Его Слово верно: «не были бы судимы». Следовательно, судом над собой мы отменяем Божье наказание, причем каждый лично. Вникните, какое высокое право дано человеку: отменить Божье наказание в отношении себя! Но когда? - Когда каемся! Когда сулим себя! Когда оплакиваем свои грехи! Это и есть суд первой инстанции, и обвинитель, и адвокат, и свидетель - сам человек без всякого посредничества! Такое право может дать только Бог как Судия праведный, Который через страдания Христа умилосердился над нами.

Слово Божие говорит: «ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем?» (1 Кор 2, 11). Бог Духом Святым обличает наше сердце, и уж что мы Ему в тихой молитве скажем, в чем покаемся, какие уголки сердца откроем, как осудим себя, так и будем свободны! Свободны от всесильной десницы Божьей, которая вправе покарать нас за всякий грех и за всякую недобрую мысль. Ибо мы знаем, что не только греховные дела подлежат осуждению, но и «помышления плотские суть смерть ... суть вражда против Бога» (Рим. 8, 6-7). Вот как страшны даже худые мысли перед святым Богом!

«Не были бы судимы!» Пусть звучит это Слово Божье в нас, побуждая осудить свои не только несвятые деяний, но даже самые сокровенные помышления, о которых никто не знает. И тогда при всей нашей юридической неопытности Сам Бог, видя искренность нашего покаяния, дарует амнистию, то есть помилование, через голгофскую жертву Иисуса Христа. В этом судебном священнодействии уже никакие другие суды не будут иметь власти. Их отменил Сам Бог: «если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы!» Вот откуда происходит важность, величие, жизненная необходимость строгого суда над собой - суда первой инстанции, - в котором каждый христианин является первым действующим лицом, за которым наблюдает Господь. И о чудо! При нашем искреннем покаянии Он смотрит на нас через Кровь Иисуса Христа, и уже не меч правосудия опускается на нашу голову, а милость и прощение даруются нам по благодати Иисуса Христа.

Только нужно помнить, что есть грехи с необратимыми последствиями. «Согрешил я пред Господом», - признал царь Давид в глубоком сокрушении свою тяжкую вину. Но услышал в ответ из уст пророка Нафана: «Господь снял с тебя грех твой; ты не умрешь. Но ... умрет родившийся у тебя сын» (2 Цар. 12, 13-14). Нередки случаи, когда человек, совершив грех против заповеди целомудрия, хотя и кается, но последствия остаются на всю жизнь: родились дети, организовались вторые семьи... При искреннем раскаянии Господь и в этих случаях простит, хотя без наказания не оставит. Поэтому так настоятельно увещевает Апостол Павел верующих убегать сих искушений (2 Тим 2, 22; 1 Фес. 4, 3-5), непрестанно бодрствовать (1 Фес. 5, 4-8), в благоговении и страхе ходить перед Богом (Фил. 2, 12).

В искренней душе процесс подлинного очищения и восстановления перед Богом всегда начинается со строгого суда над собой. Глубокое сокрушение о грехе непременно приведет к исповеданию, и в первую очередь перед тем, против кого согрешили. В этом залог того, что человек в покаянном духе обращается от худых мыслей - к добрым, от греховных поступков - к святой деятельной жизни во Христе. В этом суть истинного покаяния.

Цель Божья - перед святой заповедью, которую мы совершаем, возвещая смерть Господню - освободить нас от греха и дать перспективу обновленной святой жизни. Каждый раз, созерцая крест Голгофы, раны Христа, Его Кровь, стекающую со святого чела, человек, испытывающий и судящий строго себя, преображается в новый образ, обновленный для святой праведной жизни во Христе.

Есть еще одна важная истина. Да! Бог по своему величайшему милосердию каждому отдал в его руки право первого суда над собой. Однако это величайшее право не просто открывает возможность добровольного выбора: кто желает судить себя - пусть судит, кто не желает - пусть не судит. Свобода нашего волеизъявления неразрывно связана с неминуемыми последствиями: если не судим себя - будем судимы Господом. «Будучи же судимы - НАКАЗЫВАЕМСЯ от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» и «кто ест и пьет недостойно, ест и пьет ОСУЖДЕНИЕ себе ... Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает».

Обратите серьезное внимание: Господь говорит здесь не о чем-то таинственном и мистическом, как некоторые представляют, а о нашей реальной жизни. Он строго напоминает о том, что Божье наказание осуществляется непосредственно в нашей жизни. Конечно, мы не имеем права сказать, что всякого больного или немощного наказал Бог за его грехи. Каждый смотри в свою душу, каждый испытывай свое сердце. Если Апостолы, не исключая себя, говорили: «Все мы много согрешаем...» (Иак 3, 2), так что же сказать нам?! И все же: «многие из вас немощны и больны и немало умирает». Значит суды Божьи исполняются над нами! Это реальность, это то, в чем мы живем! Господь посещает нас ударами, когда мы не чутки к Его голосу, когда не судим себя за грех, но остаемся в нем. Более того, существует опасность вообще духовно охладеть и отпасть от истины. Потому что есть лжеучения, которые утверждают, что человеку, познавшему Христа и покаявшемуся однажды, уже ничего не угрожает и якобы как бы верующий ни жил, он все равно спасется! Есть и другая глубоко порочная небожественная теория. Она утверждает: кому не дано спастись, тот не спасется, а кому дано - тот никогда не погибнет. Все это ложь врага душ человеческих. Каждодневная реальная жизнь ставит нас перед фактом: «Оттого многие из вас немощны м больны и немало умирает».

Достаточно вспомнить Иуду. Господь не ограничивал его ни в чем, когда он следовал за Ним вместе с другими учениками. Иуда носил денежный ящик, то есть был, в нашем понимании, казначеем, самым доверенным лицом. Господь не раз его предупреждал, увещевал до последнего часа. Когда Мария возливала на ноги Христа драгоценное миро, Иуда возмутился: «Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?» (Иоан. 12, 5). Казалось, сердце его было исполнено большими социальными заботами, он имел, как сказали бы сегодня, гуманное сердце. На самом же деле он был вор. (Иоан. 12, 6). И когда Иуда исчерпал Божье долготерпение, то услышал от Господа: «что делаешь - делай скорее». (Иоан. 13, 27). Иисус видел, что возврата к благочестивой жизни у Иуды уже не будет, ибо «вошел же сатана в Иуду...» (Лук. 22, 3). Это реальная жизнь: «оттого... немало умирает».

Вспомните, как Священное Писание повелевает поступить с согрешающим братом, которого церковь обличала, увещевала, но он ничему не внял: «да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Матф 18, 17). Это сказано о члене церкви, потерявшем свое достоинство. Церкви повелено очищаться от непокорных Богу людей.

В первом послании Коринфянам Апостол Павел пишет: «... извергните развращенного из среды вас» (5, 13). Когда христиане не заботятся иметь Бога в разуме и становятся религиозными философами и учителями, но в их сердце гнездится грех, предает «их Бог превратному уму» (Рим. 1, 28). Это страшная кара! О таких людях сказано: «они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют» (Рим. 1, 32). Вот до какого состояния могут доходить отдельные члены церкви, которые не судят себя!

Святых же Своих Бог доводит до такого уровня чистоты, святости и смирения, что они будут достойны судить мир. «Разве не знаете, что святые будут судить мир?.. Разве не знаете, что мы будем судить ангелов?..» (1 Кор 6, 2-3). Бог, омыв нас святой Кровью Иисуса Христа, позволил быть выше ангелов! Написано: «Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых» (Евр. 10, 14). И вот с теми, которые через покаяние, через внутренний суд совести удостоились протянуть руку и получить благодать Господню, Его святость и праведность, - Бог и будет судить мир.

Многие дети Божьи жаждут получить не святости, а даров, восполнения личных нужд. Некоторые родители готовы на все, только бы дети выучились, сдали экзамены в институт, и т. п. А что принесет это знание, особенно в наше время?! Что ни высшая должность, что ни ответственный пост, - все связано с определенными обязательствами, которые уводят душу с путей правды. А вот в институте бы Божьем, у ног Христа получить вышнее образование! Не высшее, а вышнее, небесное! Только посредством Духа Святого человек поднимается до таких высот, которые никаким мирским владыкам и мудрецам недоступны!

Так близко Господь подходит к каждому из нас! Почему? - Потому что, «когда мир своею мудрость не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих» (1 Кор. 1, 21). «Юродство» - это «уродство», неразумие, безрассудство. В применении к нам - это когда нет того практического ума, той мудрости, которая гласит: «хочешь жить - умей вертеться», когда нет ловкачества, а есть голубиная простота, чистая, бескорыстная, без устремления получить что-либо для себя. И Господь знает таковых. Их сердце - добрая почва, и когда семя Божьего слова падает в их душу, они каются в грехах, каются даже за малые недостойные мысли. Господь удостаивает их Своей святости, наделяет их Своей чистотой, открывает Божественную правду.

А мудрствующая Лаодикия - ни холодна, ни горяча. Она горда и кичлива! Она довольна, что разбогатела и ни в чем не имеет нужды. Господь же указывает на ее срамоту и говорит: «Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и бедую одежду, чтобы одеться... и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть» (Откр. 3, 18). Поэтому, когда мы стоим перед вечерей Господней, перед этим даром милости Божьей, как важно самим вовремя осудить себя, чтобы не лишиться благодати!

Во время совершения Вечери Господней мы как бы ближе подходим к Голгофской жертве Сына Божьего. Сравнивая свою праведность с Его абсолютной праведностью, что скажем Ему? - Поспешим осудить себя, чтобы не быть судимыми с миром. Если не возжелаем это сделать - уйдем вовне. И даже внешне оставаясь в церкви, - уйдем в мир и будем враждовать с Богом. Нами будут владеть мирские мысли, плотские помышления, греховные устремления, хотя и будем носить христианское имя. Да не попустит нам Господь пренебречь Его призывом и не воспользоваться благословенной возможностью осудить Себя, чтобы не быть судимыми Его Божественным судом! Да сохранит нас Господь от беспечности, от недостойного участия в Его святой заповеди, не рассуждая о Теле Господнем, о цене, уплаченной за нас Спасителем!

В период Ветхого Завета действовал закон, который смог довести человека до совершенства (Евр. 7, 19). Всякий священник, ежедневно стоя в служении, многократно приносил одни и те же жертвы, «которые никогда не могут истребить грехов» (Евр 10, 11). Закалаемые жертвы несли с собой символическое прощение, но не изменяли сути человека. В Новом Завете Бог Духом Святым посещает каждую душу, зовет к покаянию, к возрождению, к полному преображению в образ Христов, к преображению внутреннему, которое к полной свободе во Христе Иисусе. Закон Моисея, хотя и был справедлив, все-таки предписывал: «око за око», «зуб за зуб». Но поскольку все согрешили и лишены славы Божьей и нет праведного ни одного (Рим. 3:10, 23), то без Христа, без покаяния всем уготован печальный конец. Вот почему в ветхозаветный праздник Пасхи закалался чистый, непорочный агнец, который служил прообразом Иисуса Христа. Когда священник возлагал руки на жертвенного агнца, то непорочность приносимой жертвы вменялась согрешившему человеку, а его грехи переходили на невинное животное, за что и предавалось закланию. Таким образом, жертвенное животное предавалось смерит за грех человека. Грешник получал прощение и уходил оправданным. Но зло оставалось жить в его сердце, поэтому необходимо было многократно приносить жертвы. Так происходило в Ветхом Завете.

Когда же пришла полнота времени, сказано: «Жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне» (Евр 10, 5). Это тело было уготовано Сыну Божьему. И тогда Он ответил: «Вот, иду... исполнить волю Твою, Боже...» (Пс. 39, 8-9). Как поступили с телом Господа нашего Иисуса Христа, когда Он вступился за нас, грешных? - Его распяли на кресте. Но мы знаем, что Он сохранил святость и непорочность, которые были приняты Отцом Небесным. Поэтому Он имел власть свидетельствовать: «Всякого, кто исповедует Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным» (Матф 10, 32-33).

Таков наш Первосвященник, наш Ходатай! И мы получаем от Него милость в зависимости от того, как ведем себя, в каком смирении ходим, как судим себя. Когда человек осудил себя и получил Божественное оправдание, что ему до другого?! Он и ближнему хочет сказать, не упрекая: «Милый, дай Бог и тебе пережить то же!» Какая радость! Какая амнистия! Какое освобождение от греха и огромнейшее желание следовать за Христом!

Апостол Павел, великий муж Божий, говорил о себе, что он «по правде законной непорочный» (Фил. 3, 6). Когда же Господь испытал его, он сказал: «После всех явился и мне, как к (некоему) извергу. Ибо я наименьший из всех Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию» (1Кор. 15, 8-9). Этот «по правде законной - непорочный» гонитель церкви, когда понял, кто он есть на самом деле, когда осознал, что его праведность, как запачканная одежда (Ис. 64, 6), хотел только одного: «...найтись в Нем не со совею праведностью, которая от закона, но с тою, которая чрез веру во Христа, с праведностью от Бога по вере» (Фил. 3, 9). Он возжелал совершеннейшей праведности от Бога по вере, и припадая к стопам Христа, нуждался только в Крови Господней, в Его чистоте и святости. Это давало Апостолу Павлу утешение и покой.

И еще сказано в Писании: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение к Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело, ибо все причащаемся от одного хлеба» (1Кор 10, 16-17).

Дорогие друзья! Посмотрите, Господь включает всех нас в Себя, в Свое тело и называет эту трапезу - чашей благословения, потому что Он дал ее нам, как символ, по совершении чуда искупления на кресте. Распятие Сына Божьего - не просто историческое событие. Это то, чему удивлялись и желали приникнуть Ангелы (1Петр. 1, 12), чем было удовлетворено требование Божественной святости. Бог не пощадил Своего Сына, но взыскал с Него за наши грехи столько, сколько нужно было взыскать с нас. «Наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис. 53, 5). И теперь Христос говорит: «Пребудьте во Мне и Я в вас...» (Иоан. 15, 4). Он хочет соединиться с нами через эту чашу благословения. В ней - наш славный удел, наша священная участь. Бог преподносит ее нам и говорит: это чаша благословения. С нее начинаются и другие благословения.

Если же кто, потеряв общение с Богом, споткнулся, и тяжело споткнулся, Бог силен восстановить. Он обращается с нами, как с детьми, и говорит через своего Апостола: «Дети мои! Сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, Праведника» (1 Иоан. 2, 1). «... Он... простит нам грехи наши и очистит от всякой неправды» (1 Иоан. 1, 9). Только судите себя, только раскайтесь, и вы снова будете во Христе, снова с Ним!

Воистину, лучше не скажешь и ближе не приблизишь: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение к Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело, ибо все причащаемся от одного хлеба» (1Кор 10, 16-17). Не в самоотделении, не в гордом самомнении, а в Божьем святом единстве нам нужно пребывать; принимать участие в служении, в страданиях народа Господнего. Мы поем прекрасный гимн о церкви: «Я рад иметь всегда общенье духа с ней, нести все тяжести труда и крест ее скорбей...» «Страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» (1Кор 12, 26). Какая это чудная сопричастность! Но самое главное, что мы - в Господе! Мы - в Нем! Причащаемся от одной Крови, вкушаем от одного хлеба!

Через что только ни пройдет зерно, чтобы стать хлебом! Его молотят, веют, мелют в жерновах, просеивают, пекут - только потом оно подается к столу душистым хлебом. Вот такой путь прошел наш Господь. Была Гефсимания, была Голгофа, - все воды и волны прошли над Его святой головой. Он совершил спасение наше один, и теперь в этих видимых знаках приглашает нас быть сопричастниками Его победе. Он хочет, чтобы мы пребыли в Нем, в святом общении друг с другом и совершали подвиг проповеди Евангелия. Центром которого всегда была Его Голгофская жертва. Только через нее мы можем возвещать смерть Господню, доколе Он придет. Без смерти Христа - нет жизни. Без Его воскресения - нет оправдания нашим грехам. По этой причине всякая искупленная Им душа от сердца поет со всеми святыми: «Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею, и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков! Аминь» (Откр. 1, 5-6).

Г. К. Крючков

Hosted by uCoz