/На главную

Краткая история СЦ ЕХБ




История СЦ ЕХБ начинается с 1960 года, с принятием ВСЕХБ антиевангельских и противохристианских документов, регулирующих церковную жизнь: «Новое положение ВСЕХБ» и секретное «Инструктивное письмо старшим пресвитерам». Эти документы основывались на установках властей по отношению к религии и расходились с основными принципами баптистского вероисповедания.

«Инструктивное Письмо» вменяло старшим пресвитерам «сдерживание нездоровых миссионерских проявлений»; им предписывалось «изжить нездоровую практику погони за новыми членами». Запрещалось крестить людей до 18 лет, а старше этого возраста — лишь после сурового двух-трехлетнего испытательного срока. «Новое положение» запрещало проповедовать за пределами своей общины, а членам своей общины — только в молитвенном доме; запрещалось присутствовать на богослужениях в других общинах, т.е. нарушалось отличающее баптистов широкое общение с единоверцами, нарушались традиционные формы этого общения — совместные загородные поездки, проведение домашних служений с участием большого числа верующих, частое гостевание и т.д. Содержавшийся в новом Положении запрет на взаимопомощь между членами общины оставлял на произвол судьбы семьи арестованных единоверцев и оштрафованных за проведение богослужений обрядов. «Новое положение» даже регламентировало порядок проведения богослужений, так как ставило под запрет многие виды музыкальных инструментов (например, гитары), приглашение хора из соседней общины, вынесение богослужения из стен Дома молитвы и т.д.

Подчинение ВСЕХБ предписаниям советских властей повело к сокращению численности крещаемых и даже к распаду некоторых общин. С 1944 по 1965 гг. только на Украине закрылись более 800 общин и численность верующих христиан-баптистов сократилась с 180.000 до 120.000 человек. В Эстонии и Латвии в 1957-1959 гг. было 1246 крещаемых, а в 1960-1962 гг. — только 195. За эти три года там закрылись 14 общин. Примерно такое же положение было по всей стране. Церковь ЕХБ переживала глубокий духовный кризис.

Однако насаждение «Нового положения» и «Инструктивного письма» как руководящих документов оказалось переоценкой возможностей ВСЕХБ. «Инструктивное письмо» было секретным, оно предназначалось лишь для старших пресвитеров, но его не удалось утаить от рядовых членов общин. Оно вызвало общее возмущение и стало толчком к сопротивлению массы верующих баптистов церковному руководству, покорному внешним. Можно сказать, что началось возрождение церкви ЕХБ.

Смысл этого возрождения был в очищении служения от искажений, привнесенных давлением властей, ВСЕХБ и его сторонников. Эта борьба внутри церкви ЕХБ по сути была не догматической, а гражданской; расхождение было только по вопросу о взаимоотношениях между церковью и светской властью, иными словами, это была борьба за чистоту и святость христианской жизни, за полное отделение церкви от государства.

Братья, через которых Бог начал Свою работу в братсве ЕХБ противостояли церковным и светским властям и выступали за свободу, ссылаясь как на Евангелие, так и на зафиксированное в конституции право на свободу вероисповедания.

Наши братья - А.Ф. Прокофьев, Г.К. Крючков, Г.П. Винс и др. восприняли "Инструктивное письмо" как свидетельство вероотступничества ВСЕХБ и сочли для себя невозможным бездействовать. В мае 1960 г. они объединились в Инициативную группу, и в качестве таковой обратились к ВСЕХБ с посланием, в котором обвиняли его в нарушении важнейшего евангельского принципа, запрещающего отдавать «кесарю» — «Богово». Инициативная группа призвала членов ВСЕХБ к покаянию перед братсвом. ВСЕХБ не ответил на послание. Тогда члены Инициативной группы размножили текст «Инструктивного письма» и разослали его по общинам (и зарегистрированным и нерегистрированным), сопроводив его своим обращением, в котором разъясняли смысл «Нового положения» и «Инструктивного письма». Поскольку члены ВСЕХБ отказались покаяться и отменить эти документы, Инициативная группа призвала верующих ЕХБ обратиться к властям с просьбой о разрешении провести съезд (которого не было с 1926 г.) для отмены «Положения» и «Инструктивного письма» и для решения о руководстве церковью в будущем: Инициативная группа считала необходимым переизбрать ВСЕХБ. Инициативная группа предлагала добиваться, чтобы съезд представил все баптистские общины в СССР — как зарегистрированные, так и незарегистрированные. Братья призывали как к внутреннему очищению и освящению перед Богом, так и к очищению жизни всего братсва в целом. Этот призыв пробудил многие общины от долголетней апатии. Мощная поддержка верующих удержала власти от немедленного ареста членов Инициативной группы (был арестован лишь А.Ф. Прокофьев — в 1962 г.). Не только Инициативная группа, но и рядовые члены церкви — и по отдельности, и целыми общинами стали писать в Совет по делам религиозных культов, требуя разрешить им проведение съезда. ВСЕХБ, противясь съезду, стал отлучать от церкви активных сторонников этой идеи и даже способствовать их арестам. Члены ВСЕХБ утверждали, что идти против «Нового положения» и «Инструктивного письма» значит идти против власти. В течение 1960-1963 гг., в период наиболее напряженной борьбы за съезд, были арестованы около 200 активных «инициативников» (так называли наших братьев в то время), однако это не ослабило, а укрепило движение за пробуждение Церкви. Опора на силу светской власти во внутрицерковном споре ускорила падение авторитета ВСЕХБ. Одна за другой общины отказывались признавать его руководство, отлучали членов ВСЕХБ от церкви, не хотели участвовать совместно с ними в Вечере Господней и все настойчивее требовали съезда. 25 февраля 1962 г. Инициативная группа была преобразована в Оргкомитет по созыву всесоюзного съезда ЕХБ.

Члены Оргкомитета вели переговоры с ВСЕХБ и Советом по ДРК, неустанно обращались к правительству с открытыми письмами. Копии этих писем они распространяли по общинам. Оргкомитет стал выпускать «Братский листок», в котором постоянно разъяснялись требования Оргкомитета, их законность с юридической точки зрения и справедливость — с догматической.

Власти поняли, что противиться созыву съезда далее — значит сделать отход верующих от ВСЕХБ необратимым. Было решено ради спасения верного им состава ВСЕХБ пожертвовать «Новым положением» и «Инструктивным письмом». Чтобы ВСЕХБ не утратил инициативу, был предпринят следующий трюк. Совет по ДРК дал разрешение не на съезд, а на проведение совещания ВСЕХБ. Совещание это, собравшись (15 октября 1963 г.), переименовало себя в съезд. Съезд отменил «Новое положение» и «Инструктивное письмо», заменив их менее откровенным в своей антиевангельской сущности Уставом ВСЕХБ.

Председатель Совета ДРК Пузин на закрытом совещании в августе 1965 г. объяснил причины этих уступок: «Местные органы, как вы знаете, пробовали уже сажать в тюрьмы баптистов-раскольников, но это не дало хороших результатов... Гонения возвысили и укрепили авторитет вожаков Оргкомитета и помогли им... привлечь на свою сторону многих верующих... Нужно прямо сказать, что некоторое время тому назад создалась реальная угроза того, что Оргкомитет сумеет овладеть руководством всей церкви. Эта опасность и сейчас полностью не устранена».

Оргкомитет и его сторонники в общинах не признали самозванный съезд, так как на нем были представлены не все общины, а лишь те, которые поддерживали ВСЕХБ. Трюк со съездом убедил их окончательно, что Совет по ДРК всецело на стороне ВСЕХБ. Оргкомитет стал добиваться приема у главы правительства, чтобы пожаловаться на незаконные действия Совета по ДРК.

22 сентября 1965 г. делегация верующих из 5 человек была принята А. Микояном, который исполнял тогда должность председателя Президиума Верховного Совета СССР, но ничего это не дало. После двух лет бесплодных усилий добиться отмены решений «лжесъезда», как его называли противники ВСЕХБ, стало очевидно, что съезда добиться не удастся.

Утратив надежду на созыв съезда общины, не признающие ВСЕХБ, приняли решение о выходе из-под опеки ВСЕХБ и о создании отдельной церкви. В сентябре 1965 г. они избрали постоянный руководящий орган — Совет Церквей Евангельских христиан-баптистов (СЦ ЕХБ). В Совет вошли 11 человек, в большинстве — члены бывшего Оргкомитета. Председателем новой независимой церкви ЕХБ стал Г. К. Крючков, секретарем — Г.П. Винс.

С созданием независимого от мира братсва начилась активная работа по проповеди евангелия. Проводилось благовестие, праздничные молитвенные собрания, на которые съезжались тысячи верующих со всей страны. На этих собраниях принимали крещение вновь обращенные, пополняющие наши общины несравненно быстрее, чем их опустошали аресты.

Можно по-разному объяснять причины успеха пробуждения братсва ЕХБ в 60-е гг. Так, Православный священник Глеб Якунин объясняет его самим фактом существования официальной и неофициальной, или полулегальной церкови. Якунин называет ее полулегальной в том смысле, что ее общины, не скрываясь от государства, тем не менее отказываются от регистрации и других форм государственного контроля. При такой структуре официальная и неофициальная церкви связаны как бы по принципу сообщающихся сосудов: при усилении давления на официальную церковь верующие из зарегистрированных общин отказываются от регистрации и переходят в неофициальную часть церкви. Из-за этого власти не решаются слишком давить на зарегистрированные общины. Этим объяснялось, что баптистские общины, подчиненные ВСЕХБ, жили свободнее, чем православные приходы: власти мирились с выборностью руководителей общин, разрешали более или менее регулярно проводить съезды, на которых ВСЕХБ отчитывался в своей деятельности. Гораздо менее жестки были ограничения на участие детей в богослужениях, на проповеди и т.д.

Такую структуру «сообщающихся сосудов» Г. Якунин считает «идеальной формой бытия церкви» в советских условиях, позволяющей ей выдержать самое тяжелое давление со стороны воинственно атеистического государства.

Сами же верующие говорят, что Сам Господь повел братсво в те смутные годы. Братья руководствовались принципом, изложенным в 119 Псалме, 126 стих: "Время Господу действовать: закон Твой разорили." Господь вступился за Свой народ, так как увидел искреннее желание идти путем неуклонного освящения.

Сам Иисус сказал, что желающие жить благочестиво во Христе Иисусе будут гонимы (2Тим. 3:12), поэтому пробужденное братсво власти, не желающие мириться с существованием живой церкви в атеистическом государстве, встретили жесткими гонениями. Преследования начались с 1961 г. и продолжались вплоть до конца 80-х гг, с особенным ужесточением с конца 70-х - начала 80-х гг. (В некоторых республиках бывшего Союза преследования продолжаются до сих пор). Члены Совета Церквей М. Хорев, Г. Крючков и Г. Винс были арестованы в мае 1966 г. Тогда они получили 3-летние лагерные сроки. С тех пор все члены Совета Церквей жили под угрозой ареста. Большинство их отбыло по нескольку лагерных сроков, а в промежутках они вынуждены почти постоянно жить на нелегальном положении. Председатель СЦ ЕХБ Г. Крючков с 1971 г. скрывался от ареста. На него был объявлен всесоюзный розыск. В мае 1974 г. в доме, где жила его жена, в электросчетчике было обнаружено подслушивающее устройство — видимо, кагебисты надеялись из разговоров в доме узнать, где скрывается Г. Крючков.

В 1981 г. были арестованы все члены СЦ ЕХБ, кроме Крючкова — Николай Батурин, отбывший уже 5 сроков, в общей сложности 16 лет; заместитель председателя СЦ Петр Румачик, прежде отбывший в лагерях 12 лет; Николай Храпов, отдавший заключению 26 лет жизни, и др. Членов СЦ ЕХБ осуждали по ст.ст. 142 и 227 УК РСФСР («нарушение закона об отделении церкви от государства» и «исполнение обрядов, наносящих вред верующим»). Иногда добавлялась ст. 190-1 УК РСФСР («клевета на советский строй»). Приговоры — до 5 лет лагеря строгого режима, у некоторых — с последующей ссылкой. Нередкостью были постоянные штрафы (порой превышавшие месячные зарплаты братьев), аресты, установление подслушивающих устройств, расхищение имения и т.д.

У общин, отказывающихся от регистрации, не было молитвенных домов, верующие собирались по квартирам или по частным домам. Молитвенные собрания в частных домах советскими законами не запрещались, их запрещал лишь устав ВСЕХБ. Однако такие собрания разгонялись милицией и дружинниками, обычно очень грубо, зачастую с оскорблениями и избиениями верующих. Пресвитеры и руководители общин подвергались арестам за проведение религиозных собраний не в молитвенном доме. Их судилипо тем же статьям 142 и 227, а иногда — за «тунеядство» (доходило до смешного - братьев отрывали от рабочих станков на заводах и судили за тунеядство). Обычные приговоры — до 3 лет лагеря, но многие пресвитеры отбывали по нескольку таких сроков.

Нередко арестовывали хозяина дома, в котором происходило богослужение. Стандартные обвинения в таких случаях — «хулиганство» или «сопротивление милиции» по лжесвидетельствам милиционеров или дружинников, так как для таких арестов невозможно было найти статью в советском уголовном кодексе. Приговоры по этим делам — 1-2 года лагеря общего режима.

Кроме того, судили верующих, осуществляющих религиозное воспитание детей своих верующих — за нарушение закона об отделении церкви от государства. Так, например, Павел Рытиков, его сын Владимир и Галина Вильчинская в 1980 г. были осуждены за организацию летнего лагеря для детей арестованных или скрывающихся от арестов верующих.

Постоянные гонения испытывали и рядовые члены незарегистрированных общин. За участие в религиозных собраниях вне молитвенного дома братья систематически подвергались штрафам, часто превышающим месячный доход штрафуемого.

Очень большие стеснения терпели братья из-за проведения свадеб и крещений. Так, по традиции, свадьбы наших верующих очень многолюдны, так как мы обычно приглашаем на это торжество всю свою общину и даже соседние. В крупных общинах приглашенных оказывается по нескольку сот человек. Дом не вмещает гостей, и торжество выносится во двор, в сад. Но по инструкции Совета по делам религий и культов запрещены «обрядовые сборища» под открытым небом. Поэтому свадьбы нередко разгонялись. Иногда разгоняются и похороны, если собирается много сопровождающих покойного на кладбище.

Для нас характерно стремление к возможно более тесному и широкому общению с нашими братьями и сестрами во Христе. Но власти и этому чинили препятствия. Так, под запретом находились загородные молодежные поездки, праздник Жатвы, который обычно отмечают вместе несколько общин.

Вот как описывает разгон молодежного гуляния «Хроника текущих событий»: «Баптистская молодежь из Омской, Кокчетавской и Целиноградской областей (Казахстан) решила провести совместное воскресное богослужение 4 июня (1978 г.) в лесу в Исилькульском районе. Еще накануне работники автоинспекции перекрыли все подъезды к месту богослужения, останавливали и заворачивали машины, проверяли у всех едущих документы, отнимая номера с машин и штрафуя. Те, кому удалось добраться до места, около двух часов относительно спокойно проводили богослужение, а затем поляна в лесу была окружена, подогнали тракторы, которые начали пахать землю, наезжая на людей и заглушая мощными моторами молитвы. В конце концов милиция и дружинники стали провоцировать драку. Несмотря на то, что верующие не отвечали физическим сопротивлением, арестованными набили воронок, их увезли в отделение милиции, где продержали до вечера. Остальных разгоняли, оскорбляя и применяя грубую силу: применяли приемы самбо, тащили за волосы, били палками, угрожали оружием. Отобрали и увезли еду, посуду и другие вещи, приготовленные для обеда. Тракторы, гоняясь по лесу за баптистами, поломали кустарник и молодняк. Многие дружинники были навеселе...»

Еще одним ужасным событием того времени стало отбирание детей у верующих родителей. Эта жестокая практика не нова, это использовалось еще православной церковью по отношению к "сектантам" до октябрьской революции - детей забирали под опеку православных родственников, а если таковых не было, то в специальные учреждения. Приводим строки из письма И.Ф. Слободы на имя Косыгина, Руденко, Горкина: "Когда я стал верующим, сразу же стал подвергаться глумлениям и гонениям. В окна нашего дома стали бросать камни, срывали двери, врываясь в комнату, обрезали свет и ... затем по решению суда отняли детей, Галю и Шуру, за религиозное воспитание. Дети дважды бежали из детдома, но за ними устраивали погоню и возвращали обратно... 16.10.1968 г. была осужденана четыре года моя жена, мать пятерых детей, Надежда Степановна Слобода. 16.01.1969 г. составили ложный акт, на основании которого отняли и остальных детей... Забрали детей 13 февраля 1969 года в 13 часов при следующих обстоятельствах: сына Колю директор школы схватил за руку и втолкнул в милицейскую машину, спрятанную за школой. Ему не дали даже проститься с отцом. В это время к моему дому подъехала машина скорой помощи освейской больницы... Бедным детям прочитали вслух приговор и приказали одеваться. Они стали отчаянно плакать. одели их насильно и посадили в машину. Мне приказали сопровождать их. Так довезли до Верхнедвинска, где меня высадили, а их, плачущих, несчастных моих одиноких деток повезли дальше... О, где же мне взять слова, чтобы выразить горе моих детей и мои страдания? Один Всевышний знает путь мой. Он дает мне силы переживать непосильную тяжесть страданий моих детей."

Вот что говорилось в Братском листке № 5 за 1973 год: "В настоящее время все более распространяются гонения на детей христиан. Кроме привычных уже для них угроз, издевательств, допросов и побоев, участились случаи, когда детей насильно отнимают у верующих родителей и помещают в детдома и интернаты для атеистического воспитания. В г. Саках осужденные братья Романович и Здоров лишены родительских прав. В г. Перми лишена родительских прав сестра З.П. Родыгина. Двое детей насильственным путем уже отобраны у матери... Возлюбленные! Спасение принадлежит не только нам, но и детям нашим, Ангелы которых всегда видят лицо Отца Небесного (Матф. 18,10). И отдать их в руки атеистов - это не вопрос всего лишь смены мировоззрений, а вопрос вечной жизни или гибели наших детей. Поэтому, пользуясь законным правом воспитания своих детей, а главное - исполняя повеление Христа (Марк 10,14), не оставим малолетних наших, но пойдем в Неьбесный Ханаан с сыновьями и дочерями нашими (Исх. 10,9)."

Власти всячески противились собраниям верующих, прибегая ко многим средствам, в том числе и к разрушению домов молитвы........

В феврале 1964 г. была создана "правозащитная организация" - Совет родственников узников евангельских христиан-баптистов. Этот выборный орган возник как временный в период репрессий, но стал постоянным из-за постоянства гонений за независимые общины. Совет родственников принял на себя следующие обязанности: собирать и распространять информацию об арестах и осуждениях среди верующих; собирать информацию об отобрании детей у родителей за воспитание их в религиозном духе; о разгонах молитвенных собраний, штрафах, конфискациях домов, в которых проводились богослужения; об увольнениях с работы; притеснениях детей в школах за то, что они верующие и т.д.; обращаться в правительство с ходатайствами об освобождении узников, возвращении детей и прекращении других репрессий против верующих; помогать материально и другими способами узникам и их семьям.

Первым председателем Совета стала Лидия Винс — жена проповедника Петра Винса, погибшего в сталинских лагерях, и мать Георгия Винса. Она бессменно возглавляла Совет в течение 15 лет (исключая 1970-1973 гг., когда сама оказалась в лагере).

В 1960 году появился "самиздат", когда Инициативная группа стала распространять по общинам обращения этим единственным способом, возможным в советских условиях для людей, не поддерживаемых властями. Инициативная группа стала время от времени выпускать «Братский листок» с информацией о своей деятельности и с обращениями к верующим на религиозные и общественные темы. С 1964 г. он стал выходить регулярно — раз в месяц. Совет Церквей ЕХБ сохранил это издание как свой информационный орган.

С 1963 г. стал выходить духовно-назидательный журнал СЦ ЕХБ «Вестник спасения». В 1976 г. он изменил название на «Вестник истины», и под этим названием издается до сих пор.

Совет родственников узников ЕХБ с 1964 г. выпускал «Чрезвычайные сообщения» по поводу очередных репрессий. С 1971 г. стал издаваться раз в два месяца «Бюллетень Совета родственников узников ЕХБ» (позднее он стал ежемесячным).

Все независимые от мира общины испытывают нужду в духовной литературе — Евангелиях, сборниках духовных гимнов и т.п. ВСЕХБ время от времени печатало такую литературу по разрешению властей, но в очень мизерных количествах и только для «своих» общин. Долгие годы вся неофициально выпускаемая духовная литература ЕХБ печаталась на гектографе. Этим способом невозможно было обеспечить общины религиозной литературой в достаточном количестве.

В 1966 г. Совет Церквей ЕХБ обратился с официальной просьбой разрешить отпечатать 10 тысяч Евангелий и 5 тысяч сборников духовных гимнов. Но власти даже не ответили на этот запрос. Нужда в религиозной литературе подтолкнула братьев на создание собственной типографии и собственного издательства. Оно получило название «Христианин». Печатный станок был изготовлен по чертежам верующих и ими собран. Печатниками тоже стали верующие, специально этому обучившиеся. Издательство «Христианин» вынуждено было скрывать имена своих работников и местонахождение типографии.

В июне 1971 г. только возникшее издательство «Христианин» обратилось к председателю Совета Министров СССР Косыгину с уведомлением о начале деятельности издательства. В заявлении говорилось: «Издательство "Христианин" — это добровольное общество верующих ЕХБ, объединившихся для издания и распространения религиозной литературы. Содержится издательство на добровольные пожертвования верующих, и поэтому распространяет литературу безвозмездно".

К 1983 г. издательство «Христианин» отпечатало около 0,5 млн. Евангелий и духовных сборников на русском, украинском, молдавском, грузинском, осетинском, немецком и других языках. Стали изготовлять типографским способом «Братский листок», «Вестник истины» и Бюллетень Совета родственников узников ЕХБ.

За десятилетие со времени учреждения издательства «Христианин» несколько раз были раскрыты его типографии. Впервые это удалось лишь спустя три года после начала его деятельности: в октябре 1974 г. типография на латышском хуторе Лигукалис была выслежена с вертолета. Семеро работников типографии были арестованы, печатный станок конфискован, как и 9 тонн бумаги и уже отпечатанные 15 тысяч Евангелий. Затем такие же типографии были раскрыты: в 1977 г. в Ивангороде Ленинградской области, в январе 1980 г. — в селе Старые Кодаки на Украине, и в июне 1980 г. — в селе Гливенки Новороссийской области, в 1982 г. — в городе Токмаке (Киргизия).

Работников подпольных типографий судили, как правило, по ст. 190-1 УК РСФСР - «клевета на советский строй» и одновременно — за «занятие запрещенным промыслом». Стандартный приговор — 3 года лагеря общего режима.

Многие верующие из зарегистрированных общин ВСЕХБ и даже верующие других течений также пользовались Евангелиями и духовной литературой, издаваемой издательстом "Христианин". Чтобы присечь общение с нашим братсвом, власти вынуждены были разрешить печать Библий в государственных типографиях, не подозревая, что это промысел Божий!

Все книгии другие публикации издательства "Христианин" издавались и издаются на пожертвования верующих и поэтому продаже не подлежат - "Даром получили - даром давайте".

В борьбе за самостоятельность церкви и за свободу совести Совет Церквей ЕХБ и Совет родственников узников ЕХБ апеллировали к верующим не только в СССР, но и за рубежом, так что ВСЕХБ перестал быть единственным источником информации о положении баптистов в СССР. В мае 1970 г. приезжал в СССР президент Всемирного Баптистского Совета У. Толберт. Он был принят ВСЕХБ, по его собственным словам, «по-королевски». Во время посещения Толбертом ленинградской общины, признающей ВСЕХБ, в незарегистрированной ленинградской общине было разогнано молитвенное собрание. Верующих не пускали в молитвенный дом, но держали в милицейском оцеплении, чтобы никто из них не смог попасться на глаза высокому гостю. Информация, которую Толберт привез из СССР, была весьма благоприятной для СССР и для ВСЕХБ. Однако многократные обращения к международной общественности независимых от ВСЕХБ Совета Церквей ЕХБ и Совета родственников узников ЕХБ пробили брешь в стене дезинформации. Вскоре после Толберта — в августе 1970 г. — в СССР в качестве туриста приехал миссионер-баптист из Дании Ульф Ольденбург. Он посетил гонимые общины в Средней Азии. Ольденбурга выслали из СССР, но он смог рассказать многое, чего не увидел Толберт. Руководство Всемирного Баптистского Совета продолжало официальные отношения с ВСЕХБ. Продолжались официальные визиты баптистских религиозных деятелей из-за рубежа, но происходили и туристские визиты к сторонникам Совета Церквей (примерно по 800 баптистов в год посещали СССР). Значительная часть баптистской общественности Запада встала на сторону гонимых. В баптистских общинах на Западе собирали средства, которые передавались Совету родственников узников ЕХБ, и тот распределял их между семьями узников. Десятки тысяч подписей баптистов США с требованием освободить Георгия Винса — секретаря СЦ ЕХБ, вновь арестованного в 1974 г., несомненно, способствовали тому, что Винс оказался среди советских политзаключенных, которые были освобождены в обмен на советских шпионов весной 1979 г. Президент Картер (баптист по вероисповеданию) принял делегацию председателя ВСЕХБ, но затем встретился с Георгием Винсом.

Г. Винс организовал заграничное представительство Совета Церквей ЕХБ в США, в штате Индиана. Лидия Михайловна Винс стала зарубежным представителем Совета родственников узников ЕХБ. Задачей их совместного представительства стало оперативно информировать западную общественность и правительства Хельсинкских стран о положении баптистов в СССР, организовывать помощь с Запада гонимым верующим и общинам. Многолетняя правозащитная деятельность верующих способствовала выходу из изоляции внутри страны, контактам с правозащитниками, что в силу специфики советских условий было, может быть, не менее трудно, чем преодолеть международную дезинформацию.

Первое упоминание о баптистах в информационном правозащитном бюллетене «Хронике текущих событий» содержится в пятом выпуске (декабрь 1968 г.): в поле зрения «Хроники» попало письмо Киевской общины ЕХБ в защиту Г. Винса. Следующее сообщение о баптистах в «Хронике» относится к 1970 г. — это были сведения об арестах баптистов в 1969-1970 гг. на юге СССР. Насколько неполна тогда была информация «Хроники» о баптистах, можно видеть по тому, что с 1968 г. по 1975 г. ХТС сообщила о 21 аресте среди них, а Совет родственников узников ЕХБ знал о 110 своих единоверцах, находящихся в заключении на 1 июня 1975 г. Лишь с 1974 г. информация о баптистах стала постоянной — была налажена передача в «Хронику» очередных выпусков Бюллетеня Совета родственников узников ЕХБ.

Первое выступление московских правозащитников в защиту гонимых баптистов тоже относится к 1974 г. Инициативная группа защиты прав человека в СССР и академик А.Д. Сахаров обратились к международной общественности в связи с делом Г. Винса.

В 1976 г., сразу после создания Московской Хельсинкской группы, баптисты обратились в группу с жалобой на отобрание детей у верующих родителей. МХГ выпустила по этому поводу документ «О преследованиях религиозных семей».

5 декабря 1976 г. сын Г. Винса Петр Винс с группой молодежи принял участие в традиционной демонстрации правозащитников на площади Пушкина в Москве. Они бросили А.Д. Сахарову, зажатому в кольцо кагебистов и дружинников, букет красных гвоздик. В 1977 г. Петр Винс стал членом Украинской Хельсинкской группы.

Динамика арестов евангельских христиан-баптистов такова: за 10-летие с 1961 по 1970 гг. были арестованы 524 человека (около 200 из них — в период наиболее активной борьбы за съезд, с 1961 по 1963 гг.). Среди этих 524-х были 44 женщины, 8 человек за эти 10 лет умерли в заключении. В 1971 г. было 48 арестов, в 1972 — 53, в 1973-1975 гг. — 70. На 1 января 1980 г. в заключении находилось 49 баптистов, к маю 1982 г. их стало 158, что составило половину всех находившихся тогда в заключении «за веру».

Усиление репрессий не только в учащении арестов, но и в увеличении численности женщин среди арестованных, и в ужесточении приговоров. Постоянные преследования сократили численность приверженцев независимой церкви. Если во второй половине 60-х годов, сразу после ее отделения, к Совету церквей отошло не менее 50% всех верующих, в 80-е годы остались ему верны около 2000 общин, примерно 70 тысяч взрослых членов. Остальные скрепя сердце согласились на регистрацию: подвижничество — всегда удел меньшинства. Однако только благодаря подвижничеству независимых общин церковь ЕХБ сохраняла относительную независимость.

Hosted by uCoz