/На главную

Зарождение церквей ЕХБ в России




Предисловие

Духовное стремление к истинному поклонению Богу имеет давнюю традицию в России. На протяжении веков народная мысль в поисках истины металась в лабиринтах обрядоверия. В потемках безжизненных религиозных традиций она иногда близко подходила к евангельской правде. Возникали даже такие движения, последователи которых признавали Священное Писание за высший авторитет; считали, что есть лишь один посредник между Богом и человеком - Иисус Христос; одобряли широкое распространение Священного Писания в народе.

Однако это были лишь краткие всполохи света, которые с течением времени погасли. С вольнодумцами сурово расправлялись. Прошло много томительных десятилетий духовного оцепенения России, прежде чем взошла евангельская заря.

Обстоятельства, предусмотренные Тем, Кто обладает властью и на небе, и на земле (Матф. 28,18), были весьма благоприятны для духовного пробуждения в России в прошлом столетии. Господь ответил на искания истины в среде народа, населяющего огромное евроазиатское пространство. Свидетельство тому , во-первых,

И, во-вторых,

К сожалению, убежденные сторонники перевода Библии встретили немалое сопротивление в своей же среде. Поэтому издание полной Библии на русском языке и появилось столь поздно - в 1876 году. И все же по милости Божией это произошло! (Нужно отметить, что работа над переводом велась с большой тщательностью и была сделана грамотно и точно. За это мы сердечно славим и благодарим Небесного Отца).

Духовный упадок в народе накануне пробуждения отмечают все историки. Авторитет официальной церкви был очень низок, так как образ жизни многих церковнослужителей был не в пример людям. Среди интеллигенции все более распространялись рационалистические взгляды. Жизнь великосветских россиян проходила в развлечениях и роскоши. И они, в лучшем случае, были равнодушны к традиционной религии.

В те дни довольно многочисленным религиозным течением в России были молокане. Они отрицали иконы, моления святым, но были не точны и рассеяны во взглядах на учение о покаянии, возрождении и другие библейские истины. Большие их поселения находились на Кавказе, так как в начале XIX века среди них пронесся слух, будто в 1836 году наступит тысячелетнее царство, которое должно открыться возле араратских гор. Наступил долгожданный год, и ничего подобного, разумеется, не произошло. Среди молокан воцарилось уныние, начались разлады. Нужно отметить, что молокане были людьми, ищущими истинный путь, но не знающими Священное Писание и поэтому заблуждающимися. Господь видел это и благоволил к тому, чтобы первый в России крещенный по вере был из среды молокан.

Такая печальная картина религиозной жизни предстает перед нами накануне побуждения. Но угасило ли это жажду правды в душе ищущих людей? - Нет. Всеобщее охлаждение к вечным вопросам сделало эту жажду более жгучей. И как горячие угли быстро поглощают каплю воды, так же быстро исчезали у книгонош распространяемые ими книги Священного Писания.


Закавказье

Н. И. ВоронинНачиная с 20-х годов прошлого столетия на Кавказе ревностно трудились книгоноши. Носители драгоценной Книги - Евангелия - старались распространять ее преимущественно среди молокан, которые во множестве были переселены сюда кто добровольно, а кто и принудительно из разных мест России. Получив возможность самостоятельно изучать Писание, некоторые из них осознали необходимость принятия водного крещения и преломления хлеба так, как это совершалось в первоапостольской церкви. Таких молокан называли «водниками». Учением «водных молокан был увлечен Никита Исаевич Воронин». Однако, ближе познакомившись с этим учением, он понял, что здесь не вся истина. Не найдя ответа на многие духовные вопросы , он тщательно углубился в изучение Евангелия и через время пришел к ясному пониманию необходимости покаяния перед Богом и водного крещения по вере. Пролившийся в душу свет истины умилил его сердце, он в сокрушении раскаялся перед Господом и получил рождение свыше. Встретившись с книгоношей Деляковым, Никита Воронин с радостью обнаружил сходство взглядов на вопрос покаяния и рождения свыше. Однако по вопросу крещения по вере Деляков ничего не мог сказать, так как признавал детокрещение. И все же его отзывчивое сердце не осталось безучастным, он повел Никиту Исаевича на окраину Тифлиса, где, как оказалось, жил переселившийся из Литвы Мартин Карлович Кальвейт, баптист по вероисповеданию. И вот однажды после многих сердечных молитв и радостных бесед братья во Христе направились к реке, где впервые в России и претворилось в жизнь евангельское учение о водном крещении по вере. В ночь на 20 августа 1867 года произошло историческое событие: над быстрыми водами реки Куры торжественно прозвучало: «Верую!» Принимал крещение выходец из молокан Никита Исаевич Воронин. День крещения Воронина принято считать датой основания евангельско-баптистского братства в России.

Я. Д. ДеляковПосле крещения Никита Исаевич пламенно проповедовал о Христе на богослужениях молокан, а также использовал любую возможность рассказать людям о получении радости спасения.

В. Г. ПавловГорячая ревность и искренние убеждения Воронина повлияли на молокан. Через полтора года в Тифлисе было уже шесть человек принявших крещение, а в 1871 г. - 10 человек, и среди них юноша-молоканин Василий Гурьевич Павлов, ставший впоследствии благословенным тружеником для Христа. В 1876 г. первая баптистская община в Тифлисе состояла из 40 членов. Вскоре пробуждение распространилось и на другие города и селения Кавказа. Тифлисская же община стала центральной и содействующей пробуждению во всем регионе.


Украина

На юге Украины среди значительного числа переселившихся сюда в свое время менонитов из Германии началось в середине XIX века пробуждение в рамках их традиционного вероисповедания. Наиболее ревностные из них не удовлетворялись службой в церкви и для рассуждения над Словом Божиим собирались, кроме того, в частных домах. Эти домашние богослужения именовались «Stunde» - (нем. час). Среди таких верующих появились яркие личности, деятельность которых привела в движение духовно застоявшиеся общины менонитов, а затем и лютеран. Евангелие стало воплощаться в повседневной жизни. Хотя не все истины Библии толковались ими верно, все же было понятно, что среди лютеран и менонитов есть истинные последователи Христа.

Местные крестьяне нередко нанимались к ним на работу и видели совершенно иной образ жизни. В сознании зрели вопросы, которые они осторожно задавали хозяину. Так мало-помалу евангельская правда сеялась в среде окружающих людей.

Первым пережил глубокое покаяние и обновление жизни крестьянин Федор Онищенко, проживавший в деревне Основа Одесского уезда Херсонской губернии. Он был человеком, скорбящим о своих грехах, тоскующим по святой и непорочной жизни. Однажды, находясь один в поле, он рыдал и взывал к Богу о милости. После этого его жизнь изменилась коренным образом. Дух Святой вошел в его обновленное сердце.

М. РатушныйВскоре уверовал сосед и близкий друг Онищенко - Михаил Ратушный. Много времени друзья посвящали чтению священного Писания (тогда был только славянский перевод). К истине потянулись и другие крестьяне. Позже от местных чиновников и духовенства в адрес уездного и губернского руководства посыпались тревожные депеши, сообщавшие о возникновении в деревне Основа секты штундистов. Власть имущие обрушились на верующих гонениями. Но пробуждение уже стало необратимым. В 1862 году пробуждение охватило деревни Карловку и Любомирку Елизаветградского уезда Херсонской области. В Карловке обрел новую жизнь во Христе крестьянин Ефим Цимбал. В 1869 году он принял водное крещение по вере.

И. РябошапкаВ Любомирке первым обратился к Господу зажиточный крестьянин Иван Рябошапка, ставший впоследствии ревностным благовестником евангельской общины.

Людей, принадлежавших к новому религиозному движению, называли в народе «штундистами». И хотя в новом движении не сразу отчетливо сформировались верные взгляды на вопросы крещения и устройства церкви, позже, когда уверовавшие глубже постигли Слово Божие, Господь открыл им эти истины. Силой Духа Святого огонь пробуждения разгорался все ярче, освещая светом Евангелия новые и новые души.


Петербург

Княгиня Н. Ф. ЛивенНеверие и скептицизм сушили душу российских аристократов, расточавших жизнь в светских развлечениях и путешествиях. Но некоторые из них не могли и не желали в роскоши найти забвение томлению верующей души. К таким относились великосветские дамы Е. Н. Черткова, Н. Ф. Ливен, сестры Козляниновы. Не найдя в традиционной церкви ответа на запросы своей души. Они в поисках духовных ценностей отправлялись в путешествия по странам Западной Европы.

Они не просто искали религиозного новшества, они искали истину. Господь не скрыл ее от них, благодать Иисуса Христа коснулась их сердца и преобразила их жизнь коренным образом. И хотя, возвратившись домой, они даже не знали, как их теперь следует называть, в то же время были глубоко уверены, что Господь простил им грехи и принял их в чудную семью своих детей.

Княгиня Н. Ф. Ливен покаялась в Лондоне, сестры Козляниновы обратились к Господу в Швейцарии, Елизавета Ивановна Черткова обрела спасение во Христе через проповедь Лорда Редстока в Париже. «Этот человек нужен России», - блеснуло в сознании уверовавшей. Его-то и пригласила княгиня для проповеди в Петербург.

Лорд РедстокВ 1874 году лорд Редсток прибыл в российскую столицу. Первое время он проповедовал в маленькой англо-американской церкви. Его слушателями были люди из высшего общества. Слово благовестника было впечатляющим. Он говорил о спасении во Христе и о вере в Его искупительную жертву сильно, сердечно и убежденно. В кругах высшей знати скоро заговорили о новом проповеднике. Аристократы приглашали Редстока посетить их со словом свидетельства на дому.

Граф М. М. КорфВ великосветском обществе новое веяние принесло серьезные разномыслия. Одни из петербургской элиты располагали сердце к истине, другие - явно противились. К сожалению, последних было значительное большинство. В спасении же возрадовались: граф М. М. Корф, граф А. П. Бобринский, князь В. А. Пашков, княгиня В. Ф. Гагарина и другие влиятельные в обществе лица.

Обращение каждого из них заслуживает внимания, так как оно было не мимолетным явлением или временным воздействием новых идей. Это была перемена их духовной сущности, это было их рождение свыше! Они нашли Того, о Ком томилась душа. Никто из перечисленных выше не отступил от Господа, но сохранил Ему верность до смерти. История не оставила ни одного повода для сомнения в этом. Напротив, многие исторические сведения изобилуют примерами их ревностного и жертвенного служения, несмотря на сильные противодействия и гонения со стороны царского правительства.

Князь В. А. ПашковПосле 1878 года Редсток уже не посещал Россию из-за негативного отношения к его деятельности официального церковноначалия. Однако это не остановило пробуждения. Просторные дома новообращенных аристократов Однако это не остановило пробуждения. Просторные дома новообращенных аристократов были открыты для евангельских собраний. Их возглавил князь Пашков, посвятивший себя и свое состояние служению Христу и ближним. По инициативе Пашкова и Корфа было учреждено Общество поощрения духовно-нравственного чтения. Целью Общества было издание и распространение духовно-нравственной литературы (преимущественно Священного Писания), а также евангелизационных трактатов и брошюр. Издаваемая литература издавалась книгоношами и рассылалась почтой. К концу 70-х годов XIX века в Петербурге проходили многочисленные собрания в нескольких домах. Собирались уже не только люди высших кругов, но и служащие студенты, рабочие, мелкие чиновники. На этих богослужениях в основном проповедовал Василий Александрович Пашков. Торжеством спасения и радостью в Господе были охвачены первые возрожденные христиане Петербурга. Это была весна пробуждения...


* * *


Мы очень кратко коснулись истории благословенного пробуждения в России. В трех географически удаленных друг от друга почти одновременно пробились ключи евангельской правды! В этом можно усмотреть некий смысл. Поистине это было делом Святой Троицы! И чем тщательней мы всматриваемся в начавшееся евангельское пробуждение, тем глубже убеждаемся, насколько оно благословенно и самобытно. Это был закономерный итог встречи глубоко тоскующей, плачущей и жаждущей истины души со Словом Божиим, при нежном косновении Духа Святого. Именно «вода и Дух» (Иоан. 3, 5) творили и творят в душе жизнь и восторг.

Первые всходы Божьей благодати на обширной российской духовной ниве, несмотря на многие неблагоприятные обстоятельства, выросли, окрепли и принесли сторичный плод! Да и могло ли быть иначе, когда еще на заре пробуждения возносились к Небесному Отцу сердечные моления Его верных слуг: «Господи! Покажи им, что Ты можешь сделать в России через горсточку людей, полностью отдавшихся Тебе!». (Эту молитву В. А. Пашкова на одном из богослужений в Петербурге приводит в своих воспоминаниях княгиня Софья Ливен.) И Господь явил Свое чудо! Молодое евангельское движение не смогли уничтожить ни жестокие гонения времен обер-прокурора Победоносцева на стыке последних двух веков, ни невиданные по широте и размаху репрессии 30-х годов нашего столетия; ни отступление от истины под нажимом извне служителей евангельско-баптистского союза. Хотя именно отступление от заповедей Христа принесло огромный урон святому делу Божьему в нашей стране. Однако благодарение Богу! Когда сохранившие верность Господу воззвали в бедствии своем к Небесному Отцу, - Бог, богатый милостью, воздвиг в начале 60-х годов этого столетия новое мощное пробуждение. И, несмотря на обрушившиеся волны гонений, возрожденное братство выстояло и по благодати Божьей растет и укрепляется.

Hosted by uCoz