/На главную

Отче наш




Вступление

Следуя за Иисусом Христом, ученики замечали какую-то таинственность и исключительную сердечность в отношениях Учителя к Небесному Отцу. Они были очевидцами невыразимого наслаждения, с каким Иисус уединялся для продолжительного общения со Своим Отцом. Ученики видели, что после таких ночных молитв Он с новой силой приступал к дневному труду. Проявляя живой интерес к столь важному и великому делу в жизни Христа, ученики просили: «Господи! Научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих» (Лук. 11, 1).

Христом сказал им: «Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; да придет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на этот день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого, ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь» (Матф. 6, 9-13).

Вот краткая, но насыщенная молитва, молиться которой Господь научил Своих учеников.

Думаю, что ученики в то время не могли постичь глубины богатства, заложенного в этих немногих словах. Можно предположить, что они хорошо запомнили эту молитву, хотя нигде не написано, что ученики или церковь произносили ее наедине или на богослужениях.

Тем не менее слышать на наших собраниях молитву Господню - приятно и молиться ею непредосудительно. Главное - произносить ее с глубоким чувством ответственности, вникая в смысл и рассуждая о каждом слове.

Хочется обратить особое внимание на содержание этой совершенной молитвы, потому что она у большинства христиан остается неосмысленной.

Не осознавая ценности молитвы Господней, люди часто произносят ее механически, бездумно. Ею злоупотребляют те, кто очень далек от Бога: занимающиеся ворожбой, заговариванием от болезней, гаданием и т. п. Ее используют как формулу для заклинания злых духов, как амулет безопасности во время войны.

В некоторых христианских течениях молитва «Отче наш» - это предмет наказания за грех. Виновный должен произносить ее определенное количество раз, пользуясь четками. В других вероучениях молитвой «Отче наш» заканчивается каждое богослужение; произносят ее хором все присутствующие.

Как легко человек создает законы и правила, посредством которых хочет приблизиться к Богу и достичь большей святости! Такие придуманные заповеди приводят к формальному мертвому служению. Чтобы избежать всяких недоразумений в нашем общении с Отцом Небесным, вникнем в суть молитвы Господней, которая делится на три части: обращение, просьбы, заключение.

К обращению относятся слова: «Отче наш, сущий на небесах».



"Отче"

Прежде всего обратим внимание на фундаментальную истину: никто не может назвать Бога Своим Отцом, как только Духом Святым, Который свидетельствует духу нашему, что мы дети Божьи. Мы приняли от Бога не духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но Духа усыновления, которым взываем: «Авва, Отче!» (Рим. 8, 15-16; 1 Кор. 12, 13). Невозрожденный, утопающий в грехах человек, не имеющий понятия об искуплении и усыновлении, не может назвать Бога Отцом. Если же он и произносит это слово из каких-то соображений, то оно не соответствует действительности.

Следовательно, первое слово молитвы Господней предполагает глубокую веру в усыновление. А сыновство мы получаем через жертву Христа. Апостол Павел говорит: «Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего «Авва, Отче!» (Гал. 4, 4-6).

Обращение «Отче» налагает на сына ответственность. Во-первых, Бог вправе ожидать от Своих детей почтения и благоговения. «Сын чтит отца и раб - господина Своего; если Я - отец, то где почтение ко Мне? И если Я - Господь, то где благоговение предо Мною?» (Мал. 1, 6). Наше почтение к Отцу должно быть непринужденным, должно исходить из сердца как необходимость, как искреннее желание.

Сознание нашего сыновства проявляется в потребности чтить Отца. Возрожденный христианин благоговеет пред Богом и трепещет, обращаясь к Нему как к Отцу.

Во-вторых, Бог, как и всякий отец, вправе ожидать от Своих детей послушания. Этот порядок Он установил и в семье: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе. Ибо сего требует справедливость» (Еф. 6, 1).

Наилучшим примером здесь является Христос. Он был в полном повиновении у своих земных родителей и всегда исполнял волю Отца Небесного. Иисус в самые трудные минуты Своей жизни с глубочайшим смирением мог сказать: «Впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Матф. 26, 39).

В-третьих, Отец Небесный вправе ожидать от нас святой жизни. Истинное сыновство делает человека похожим на Отца. Апостол Петр говорит: «Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках... И если вы называете Отцам Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего...» (1 Петр. 1, 14-17).

Итак, произносить слово «Отче» в молитве Господней может тот, кто вполне уверен в своем искуплении и усыновлении, кто искренне верит в прощение своих грехов и в примирение с Богом, кто имеет свидетельство от Духа Святого, что он - дитя Божье. А кто произносит это слово машинально, без благоговения и почтения, на самом деле не имея права обращаться к Богу как к Отцу, тот лицемерит. Такой человек может обратиться к Господу только с покаянием, чтобы получить прощение грехов и веру в дело искупления. И лишь получив возрождение и уверенность в искуплении, христианин может назвать Бога своим Отцом.



"Наш"

Второе слово в молитве Господней имеет объединяющее значение. Им обычно пользуются люди с общими стремлениями и целями.

Если слово «наш» относится к отцу, то употребляющие его должны составлять одну семью. А семье Отца Небесного присуще взаимопонимание, гармония и любовь.

Таким образом, слово «наш» говорит о принадлежности друг другу и объединяет в одну семью всех искренно уверовавших и усыновленных, между которыми должна господствовать любовь. Удивительнее всего то, что Сам Иисус причисляет Себя к этой семье. Благодаря Ему, мы - свои Богу, а Он - наш Бог. После Своего воскресения Христос сказал Марии Магдалине: «Иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Иоан. 20, 17).

Как это высоко и непостижимо человеческому уму, что Иисус называет себя братом тех, кого Сам усыновил Своему Отцу ценой собственной жертвы! Будучи истинным Богом, Христос назвался Сыном Человеческим и, уничижив Себя, стал на одну ступень с нами, называю нас Своими братьями и друзьями. Можно ли все это уразуметь, не принимая во внимание Его бескорыстную божественную любовь?

Слово «наш» обязывает нас любить Господа, разделяя с Ним любовь к Богу как к Отцу.

Христос провозглашает любовь к Богу самой большой заповедью в законе: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь» (Матф. 22, 37-38).

Обращаясь к Богу со словами «Отче наш», мы тем самым показываем, что принадлежим к большой семье христиан и называемся братьями и сестрами, между которыми царствует любовь. «И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Иоан. 4, 21).

Вторая заповедь подобна первой: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Матф. 22, 39). Эта любовь должна проявляться в делах, потому что вера без дел мертва.

Апостол Иоанн смело и конкретно говорит о двух взаимоисключающих вещах в жизни христиан - смерти и жизни. Он говорит: «Мы знаем, что перешли от смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти» (1 Иоан. 3, 14). Поэтому несовместимо и ненормально молиться молитвой «Отче наш» и уживаться с раздорами, завистью, гневом, ссорами, клеветой и всякими беспорядками (2 Кор. 12, 20).

Молитва «Отче наш» учит нас испытывать себя, пребываем ли мы в любви к Богу и нашим близким, имеем ли мы право произносить слово «наш», обязывающее к этой любви. Да поможет нам Господь достигать любви к Богу и к братьям нашим!



"Сущий на небесах"

Слово «Отче» напоминало нам об уверенности в нашем сыновстве, а также об Отце, Который знает нас и заботится о нас. Слово «наш» говорило о любви к Богу и к ближним, а «сущий на небесах» приводит на память небесную родину. Ведь если Отец на небе, то наше жилище тоже там!

Большое утешение и отрада для христианина - надеяться на небесное жилище, где можно наконец скинуть земные рубища и облечься в вечное, в небесное. «Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище... чтобы смертное поглощено было жизнью» (2 Кор. 5, 1-4).

Надежду на будущее в смысле нашего совершенства на небесах выражает также Ап. Иоанн: «Возлюбленные! Мы теперь дети Божии, но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим его, как Он есть. И всякий, имеющий сию надежду на него, очищает себя, так как Он чист» (1 Иоан. 3, 2-3).

Слова «сущий на небесах» говорят о том, что на небесах есть Тот, Кого мы называем Отцом, Который и заботится о нашем месте жительства, о нашей «прописке» в небесном городе. Как утешительно сознавать. Что наше «жительство - на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа (нашего) Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все» (Фил. 3, 20-21).

Заметим, что слова «сущий на небесах» вселяют надежду на воскресение нашего бренного тела. То, что сеялось в тлении, восстанет в нетлении, что сеялось в уничижении, восстанет в славе, что сеялось в немощи, восстанет в силе. И если на земле мы носили образ перстного (земного), то в вечности будем носить образ небесного (1 Кор. 15, 42-50).

Для будущего славного, духовного, преображенного тела Бог приготовил еще и небесный город со многими обителями. «В доме Отца Моего обителей много; а если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтоб и вы были, где Я» (Иоан. 14, 2-3).

Надежду на небесное жилище носили в сердце наши праотцы. Авраам верой обитал «на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком, и Иаковом, сонаследниками того же обетования; ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог» (Евр. 11, 9-10). Все мужи веры говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле, и показывали, что ищут отечества. «И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться; но они стремились к лучшему, то есть, к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город» (Евр. 11, 13-16).

Хочется повторить, что слова «сущий на небесах» напоминают о необходимости искать небесного, где Христос сидит одесную Бога, и помышлять о горнем, так как это наша надежда (Кол. 3, 1-14). А надежда не постыжает, она «для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу, куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека» (Евр. 6, 19-20).



"Да святится имя Твое"

Первая просьба, следующая за обращением к Небесному Отцу: «да святится имя Твое». Это прежде всего искреннее желание, чтобы все больше и больше людям (в том числе и каждому из нас) открывалась святость Божья. А она обнаруживается в приближающихся к Богу, с одной стороны, в том, что отражается в них, как случилось, например, с Моисеем - лицо его стало светиться (Исх. 34, 29), с другой стороны в том, что поражает нeчестивых и дерзких, как, например, Надава и Авиуда (Лев. 10, 2-3).

Библия учит, что Бог по Своей сущности абсолютно свят в трех Лицах и не может совершенствоваться. К Нему невозможно отнести слова: «Святой да освящается еще». Ни в коем случае нельзя сказать, что Бог достиг святости, потому что Он Сам свят. Просьба «да святится имя Твое» не говорит о желании, чтобы у Бога происходили какие-то изменения к лучшему, что совершенно невозможно. Это - желание, чтобы люди исполнялись познанием святости Бога, чтили Его и благоговели перед Ним.

Для лучшего понимания слов «да святится имя Твое» применим принцип противоположностей. С одной стороны, человек волен всей своей жизнью, стремлениями, поведением и служением прославлять Господа, чтить его как наивысший авторитет и идеал, чем и будет святиться имя Бога. С другой стороны - у него есть возможность свободно бесчестить Бога, поносить и даже хулить имя Его.

Апостол Павел обличал иудеев в лицемерии, потому что они учили народ правильно, а сами так не поступали. «Вот, ты называешься иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом... и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины: как же ты, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуя не красть, крадешь, говоря: не прелюбодействуй, прелюбодействуешь? Гнушаясь идолов, святотатствуешь? Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога? Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников» (Рим. 2, 17-24).

Не напрашивается ли сама собой мысль о том, что человек, преступающий учение Христово, живущий по своим похотям, по «воле языческой», и в то же время молящийся: «да святится имя Твое» по меньшей мере нечестен? Не ясно ли каждому возрожденному христианину, что тот, кто произносит эти слова легкомысленно, не вникая в их смысл, не давая себе отчета в своих действиях, показывает, что ему безразлично, святится имя Божье или нет. Если же эти слова произносятся при ворожбе, колдовстве или заговаривании болезней, это называется кощунством над святостью Бога. А кощунство подлежит суду, потому что Бог не оставит без наказания даже того, кто произносит имя Его напрасно (Исх. 20, 7).

В чьем сердце не святится имя Господа, кто произносит слова молитвы «да святится имя Твое» бездумно, тот оказывается виновным перед Богом.

Следовательно, наша просьба «да святится имя Твое» - это искреннее, сердечное желание, чтобы святость Божья обнаруживалась и в нашей жизни, и во всем творении.

Апостол Петр в своих посланиях часто увещает христиан свято ходить перед Богом: «Господа Бога святите в сердцах ваших...» (1 Петр. 3, 15); «как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но по примеру призвавшего вас святого и сами будьте святы во всех поступках; ибо написано: будьте святы, потому что Я свят. И если вы называете Отцом Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего...» (1 Петр. 1, 14-17).

Вот что включает в себя просьба «да святится имя Твое». Произнося эти слова, проникнемся их важностью и серьезностью, проверяя, соответствует ли наша повседневная жизнь тому, о чем просим. Будем трепетать и благоговеть перед именем Бога, ибо оно свято!



"Да придет Царствие Твое"

Евреи на протяжении веков ожидали рождения Мессии, Который, будучи семенем Давида, должен сесть на его престоле, чтобы утвердить и укрепить его судом и правдою до века (Ис. 9, 7).

Под Царством Божьим евреи понимали земное царство, клятвенно обещанное царю Давиду: «Однажды Я поклялся святостью Моею: солгу ли Давиду? Семя его пребудет вечно, и престол его, как солнце, предо Мною...» (Пс. 88, 36-37).

Христос учил Своих учеников молиться о Царствии, Зная, что для них эта просьба вполне понятна. Именно царство Давида, то есть тысячелетнее царство Израиля, они имели ввиду, когда спрашивали Христа перед его вознесением: «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» (Д. Ап. 1, 6).

Иисус никогда не отрекался от царского титула и не запрещал людям называть Его Царем. «На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышавши, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! Благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» (1 Иоан. 12, 12-13). Когда Пилат спросил Иисуса Христа: «Ты Царь Иудейский? Он же сказал ему в ответ: ты говоришь» (Марк 15, 2).

Воистину, Иисус пришел в этот мир как Царь, но еврейский народ не мог понять, как этот Царь для того пришел, чтобы принять терновый венец, а не золотой. Это величайшая премудрость, «которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы» (1 Кор. 2, 7-8).

И все же настанет время, когда Бог восстановит царство Израиля. Тогда Христос будет увенчан золотым венцом и сядет на престоле Своем, чтобы царствовать над всей землей. Тогда Иерусалим будет столицей мира, а Израиль - миссионером, благовестником, через которого Бог будет учить все народы (Мих. 4, 1-5). Во время царствования Христа утвердится мир и благоденствие на земле, к чему во все века тщетно стремились люди, стараясь достичь цели без помощи Бога.

Дьявол, будучи князем этого мира, доведет его до катастрофы: «Люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную» (Лук. 21, 26). А церковь, зная, что должна царствовать вместе со Христом (2 Тим. 2, 12), молится: «да придет Царствие Твое».

Цель первого пришествия Христа - учредить в сердцах людей духовное Царство, о котором проповедовал Иоанн Креститель: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Он «крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса» (Д. Ап. 19, 4). Говоря о приближении Царства Небесного, Иоанн имел в виду, что его принесет Христос и что оно неразрывно связано с Ним. Это Царство - Духовное, а значит, невидимое для мира. Оно водворяется в сердце человека путем принятия Царя верой.

Христос предложил людям отвергнуть своего тирана, терроризирующего их на протяжении веков, и принять Того, Кто отдал за них свою жизнь. Каждый человек должен сам решиться принять нового, Небесного Царя и отказаться от прежнего.

Однако принять Царем кроткого, смиренного, отверженного и, наконец, распятого Сына Божьего - безумие для мира. Мы же с полной уверенностью утверждаем: да, это наш Царь! Он воскрес и превознесен выше небес!

Итак, человек, принявший в свое сердце воскресшего Христа как Царя, стал гражданином Небесного Царства и может вместе с Апостолом Павлом сказать: «Наше же жительство - на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа...» (Фил. 3, 20).

Желаешь ли ты водворения Царства Божьего не только в твоем сердце, но и в сердцах твоих близких и родных? Хочешь ли, чтобы это Царство распространялось по всей земле? Ожидаешь ли ты пробуждения в своей местности? Если да, то молись от всего сердца: «Да придет Царствие Твое».


"Да будет воля Твоя и на земле, как на небе"

Несмотря на поразительную краткость, молитва Господня вмещает очень конкретные, актуальные для всех времен просьбы, весьма необходимые для благословенной жизни как каждому человеку в отдельности, так и всему обществу. Трудно представить себе, что стало бы с землей, до какой вершины поднялась бы человеческая нравственность, если бы все люди молились и исполняли слова молитвы Господней: «да будет воля Твоя и на земле, как на небе».

Что такое воля вообще? - Это сознательное стремление к осуществлению конкретно поставленной цели, что относится и к человеку, и к Богу. Божья воля выражается еще и в стремлении распространить Свою сущность на людей. Это сильное желание, которое можно выразить такими словами: «Хочу, чтобы все люди жили так, как Я, чтобы у них появились такие же духовные качества, как у Меня»

Воля Божья и воля князя тьмы диаметрально противоположны. Если у Бога - благое намерение - спасти человечество, то дьявол хочет его погубить. Если Бог желает нашего освящения, то враг старается развратить этот мир.

Рассмотрим волю Божью немного подробнее в двух аспектах.

Во-первых, святая воля Божья выражается в том, что Он могущественно осуществляет Свой план спасения человечества. «Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2, 4). Для этого Он отдал Своего единородного Сына в жертву за грех, в жертву умилостивления. Его воля и сегодня проявляется в том, что звучит проповедь Евангелия, призывающая грешников к покаянию. Воля выражается не только в слове «хотеть», но гораздо более в слове «повелевать». У Бога достаточно силы, чтобы привести Свое желание и повеление в исполнение. Сотник, у которого слуга был болен, говорил Христу, что он сам подвластный человек, но имея у себя в подчинении воинов, повелевает им, и они делают то, что он хочет. Этим он подчеркивал, что Христос всемогущ, и стоит Ему сказать только слово, как слуга выздоровеет.

Выражая Свою волю в деле спасения грешников, Христос оставил два основных повеления. Одно касается Церкви, другое - мира. Церкви Он повелел проповедовать Слово Божье: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, Сына и Духа Святого, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Матф. 28, 19-20). А миру дал другое повеление: искать Бога и покаяться в своих грехах. «От одной крови Он произвел род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас» (Д. Ап. 17, 26-27). «Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться» (Д. Ап. 17, 30), - вот в чем заключается воля Божья.

Судьба мира зависит теперь от покорности воле Божьей. Если человечество, отвергнув ее, не будет искать Бога и не покается, то погибнет. Если поместная церковь послушна повелению Божьему и исполняет свой долг перед миром, то получит награду, в противном случае - потерпит урон.

Итак, воля Божья в целом направлена на спасение человека.

Рассмотрим теперь другую сторону воли Божьей. Мы уже говорили, что она проявляется не только в стремлении осуществить конечную цель плана спасения мира, ни и в распространении Божественной сущности на людей. Бог Сам направляет человека к вечной жизни, Сам является образцом для подражания. Он желает, чтобы человек уподобился Ему и проявил в своей жизни Его качества: святость, любовь, мир.

Святость. Библия содержит прямое повеление Бога: «Будьте святы, потому что Я свят». (1 Петр. 1, 16). «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр. 12, 14).

Святость, это прежде всего отделение для особого употребления и служения, или посвящение себя Богу. Золотые и серебряные сосуды сами по себе не представляли чего-то особенного, но, будучи посвященными для особого служения в храме, становились святыми.

«Воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда» (1 Фес. 4, 3). Противоположность святости - блуд, разврат, распущенность нравов и образа мыслей. А Господь требует святости от тех, кто приближается к Нему, поэтому: «Праведный да творит правду еще, и святой да освящается еще» (Откр. 22, 11).

Любовь. Бог есть любовь. Это другая сторона Его сущности. Он проявил любовь в полной мере, отдав Сына Своего в жертву за грехи мира, и вправе ожидать от Своего творения ответной любви.

«Да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Иоан. 13, 34; 15, 12), - заповедал Христос, выразив Свою святую волю.

Мир. Человечество на протяжении веков испытывает тревогу из-за греха, болезней, неизвестности и смерти. Причина этому - нежелание принять мир Божий.

Бог хочет, чтобы в сердце человека водворился мир. Иисус Христос - единственный, Кто может дать его: «Мир Мой оставляю вам, мир Мой даю вам...» (Иоан. 14, 27). Апостол Павел называет Христа нашим миром (Еф. 2, 14).

«Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» (Еф. 5, 17); «И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12, 2). Открывая людям Свою волю, Бог призывает исполнять ее, и Духом Святым влияет в этом направлении через совесть. Наряду с этим в мире существует и другая воля, другое влияние - это воля князя бесовского, господствующего в воздухе, действующего теперь в сынах противления (Еф. 2, 1-2).

По дарованной Богом свободной воле человек сам должен решить, кому служить: Богу в Его Царстве, или же дьяволу. Апостол Павел пишет: «Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?» (Рим. 6, 16).

Христос хотел, чтобы все люди во всем мире научились от всего сердца просить: «да будет воля Твоя и на земле, как на небе». К великому сожалению, «люди возлюбили более тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Иоан. 3, 19).

Причиной всех бедствий, болезней и самой смерти является грех и непослушание воле Божьей. И только путем покорности Богу, путем добровольного подчинения своей воли воле Господа можно избавиться от тревог, обрести мир и умереть с надеждой на блаженную будущность.

Залог безмятежного мира в сердце - полное доверие Господу. Это относится ко всем сферам жизни.

В духовной борьбе.«Покоритесь Богу, противостаньте дьяволу и убежит от вас» (Иак. 4, 7).

В избрании земного пути.«Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит...» (Пс. 36, 5)

В страданиях.«Страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро» (1 Петр. 4, 19)

В земных делах.«Теперь послушайте вы, говорящие: сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль, вы, которые не знаете, что (случится) завтра: ибо что такое жизнь наша? Пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо тгго, чтобы вам говорить: если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое, вы, по своей надменности тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло» (Иак. 4, 13-15).

В жизни и смерти.Наилучшим примером здесь является Христос. Он молился в Гефсимании: «Отче Мой! Если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя» (Матф. 26, 39-42). Христос полностью отдал Себя в руки Отца, воле Которого повиновался в жизни и смерти.

Такой отдачи Господь ожидает и от нас.

Просьба: «да будет воля Твоя и на земле, как на небе» будет иметь силу лишь тогда, когда мы внутренне согласимся с любым желанием Господа и искренне решимся следовать за Ним, куда бы Он ни повел.

Да поможет нам в этом Господь!

Первые три просьбы в молитве «Отче наш» относятся к духовным вопросам, к тому, что касается Бога. Следующие просьбы относятся к интересам человека.



«Хлеб наш насущный»


Насущный - значит жизненно важный, нужный для существования, необходимый в настоящее время.

Проблема насущного хлеба волнует каждого, и мысль о том, что в мире тысячи, а вернее, миллионы людей испытывают недостаток хлеба, должна побуждать нас просить: «Хлеб наш насущный дай нам на сей день».

Под словом «хлеб» нередко подразумевается намного больше, чем пища: это и условия жизни, и благосостояние, и одежда, и все самое необходимое. В Писании слово «хлеб» обозначает не только телесную, но и духовную пищу, нужную для нормального существования людей.

Из текста молитвы видно, что под Хлебом Христос подразумевал телесную пищу. Однако Он же говорил: «не хлебом одним будет жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». Каждый человек нуждается в духовном хлебе и вправе просить о нем. Просьбой о насущном хлебе он признает свою полную зависимость от Бога.

Всякий здравомыслящий человек должен признать свою беспомощность в приобретении хлеба, даже если он сделал все необходимое для хорошего урожая. Посмотрите, что говорит Апостол Иаков: «Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний» (Иак. 5, 7). Следовательно, земледелец вынужден возводить очи свои к небу, пока Бог пошлет ему дождь! К сожалению, люди привыкли поднимать свой взор только до туч, которые заслоняют от них лик Небесного Отца, посылающего эти тучи.

Сколько вреда нанес человек природе и самому себе, взяв в свои руки проблему урожая! Орошение засушливых земель системой каналов привело к иссушению рек, изменению экологии и нанесло непоправимый вред плодородию почвы.

Человек перестал молиться о насущном хлебе. Он гордо подчеркивает свою независимость от Бога и вследствие этого страдает и часто терпит голод. Писание учит, что для урожая человек должен делать все зависящее от него: обрабатывать землю, сеять семя, ухаживать за растениями, но не имеет права забывать, что все взращивает Бог.

Давид говорит: «Ты посещаешь землю, и утоляешь жажду ее, обильно обогащаешь ее. Поток Божий полон воды. Ты приготовляешь ее, ибо так устроил ее» (Пс. 64, 10).



«Дай нам на сей день»


Эти слова учат нас просить хлеба на сегодня и не заботится о завтрашнем. Хотя земледелец запасается хлебом на целый год, нужно иметь в виду, что даже заготовленное может сохранить только Господь.

Должны ли мы каждый день просить о насущном хлебе, если у нас достаточно денег в кошельке и в магазине всегда есть хлеб? - Да, должны, если благоговеем перед Богом и соглашаемся с тем, что завтра хлеба может и не быть.

Насытив пять тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами, Христос сказал народу: «Истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились...» (Иоан. 6, 26). Поглощенный мыслями о земном хлебе, народ не обращал внимания на Того, Кто явил чудо. Привязанные сердцем к земле, люди не могли оценить небесного чуда и в Хлебодателе не увидели Христа-Мессию.

Кто насыщается хлебом из рук Христа, но не интересуется Им Самим, тот живет по принципу потребителя. Такого человека устраивает лишь Бог, щедро дающий материальные блага, но не обременяющий никого нравственными требованиями.

Перед тем, как насытить множество народа, Иисус спросил Филиппа: «Где нам купить хлебов, чтобы их накормить? Говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать» (Иоан. 6, 5-6).

Первое намерение Иисуса в насыщении людей - сделать чудо. Это видно из Его слов: «Вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились». Христос хотел накормить народ из жалости, имея при этом более возвышенную цель: открыть людям самого Себя. Он хотел, чтобы народ заинтересовался Им и понял, что имеет дело с посланным с неба Сыном Божиим, единственным Подателем земных благ.

Второе желание Христа - приобщить учеников к предстоящему чуду, привлечь их к сотрудничеству. «Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи. Но Иисус сказал им: не нужно им идти; вы дайте им есть» (Матф. 14, 15-16). Можно представить реакцию учеников на такое повеление. Они развели руками, сознавая свою беспомощность, и в недоумении спросили: «Откуда нам взять столько хлебов?»

И все же Христос возложил на учеников обязанность подавать народу пищу. Они должны были убедиться, что смогут выполнить эту задачу только в том случае, если возьмут хлеб из рук Самого Христа. Хлеб умножался в руках Иисуса. Труд же учеников состоял в том, чтобы брать и раздавать этот хлеб, пока не насытятся все.

Это прекраснейший пример для проповедников и служителей. Мы обязаны подавать духовную пищу церкви и народу, помня, что нужно прежде получить ее из рук Самого Христа.

продолжение следует

Hosted by uCoz